Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста
Константинова Наталья Васильевна
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №4 «Берёзка»
с. Сунтар Сунтарский улус Республика Саха (Якутия)
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения по музыкальному воспитанию является общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.
Одним из основных средств музыкального воспитания в детском саду является пение. Оно играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у детей положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
В пении активно развиваются музыкальные способности ребенка. Н. А. Ветлугина относит пение «к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений» [1]. Комплекс способностей, необходимых для сохранения в памяти и воспроизведения мелодии песен, необычайно велик – это и чувство ладотональности, и мелодический слух, и чувство ритма, и музыкальная память. Их развитие в процессе пения следует осуществлять непринужденно и взаимосвязанно.
Для определения уровня музыкального развития в песенной исполнительской деятельности среди детей 6-7лет провели обследование в ДОУ которое показало, что лучше всего дети воспринимают ритмический рисунок, который построен на сопоставлении двух длительностей и если он носит остинантный характер (если этот ритмический оборот многократно повторяется), отмечали не только общий характер песни, но и его особенности, но не все дети давали развернутую характеристику песни, хотя по наводящим вопросам отвечали правильно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях непосредственного восприятия песен у детей происходит накопление активного и пассивного словаря, они связывают содержание литературного текста с его музыкальным выражением. Ладовое чувство, слуховые представления, в силу возрастных психических особенностей проявлялись не в равной степени. А при характеристике изобразительного характера музыкального языка дети затруднялись отвечать. Если не правильно организовать вокальную деятельность дошкольников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей в пении. А ведь развитие музыкальных способностей в пении – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
В целях реализации содержания программы и проанализировав результаты диагностики, разработали поэтапную систему работы.
На 1-ом этапе работа по развитию музыкальных способностей в пении включало организацию различных видов занятий (индивидуальные, по подгруппам и фронтальные). По содержанию – типовые, тематические, доминантные, интегрированные. При построении совместной образовательной деятельности учитывали принцип интеграции образовательных областей, специфику и возможность образовательных областей (музыка, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы), использовали информационно – коммуникационную технологию.
В начале работы провели учет музыкально-вокальных данных каждого ребенка, т.е. определили диапазон их голоса, музыкальный слух, память, чувства ритма. Вместе с воспитателями продумали, как удобнее с учетом индивидуальных особенностей, рассадить детей на музыкальном занятии. Это было необходимо для развития мелодического слуха. На третий ряд мы посадили чисто интонирующих детей, на второй ряд – со слабым певческими навыками, а на 1-ый ряд – детей, пассивных, плохо поющих.
На 2-ом этапе углубленно ведется работа по формированию певческих навыков, выразительности исполнения и одновременно для развития песенного творчества. Подобрали специальные задания, которые как элемент, включали на занятии. В формировании певческих навыков, выразительности исполнения важным является воспитание культуры слушания музыкального произведения при ознакомлении с ним. Для воспитания интереса к новой песне, желания её слушать, а потом выучить и выразительно спеть, использовали разнообразные приёмы.
Опираясь на знания, личный опыт детей, знакомя их с якутской, русской народной попевкой, предлагали вспомнить уже им известные картины, иллюстрации. С целью повышения интереса ребят к новой песне вводили музыкальные дидактические игры. Для разучивания песни использовались следующие приемы: играем мелодию, одновременно подпевая, поем песню без музыкального сопровождения, предлагаем детям произнести текст в ритме песни, четко артикулируя слова, поём все вместе вполголоса, поёт один куплет какая-то группа детей (начинаем с чисто интонирующих). Первый звук поём чисто, дети повторяют все вместе, вступают как один, слитно после вступления.
Использовали игровые приёмы: а) поём, как в одну дудочку играем; б) кто лучше споёт в) первый куплет поём вслух, второй про себя, третий опять вслух.
Перед разучиванием песни, показывали детям массаж лица, носа, шеи. Большое внимание отводится работе над певческим дыханием. Для правильной интонации большое значение имеет хорошее произношение.
Нашей основной задачей было: научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовый слух и песенное творчество. Стремясь развить способности детей, мы в ходе занятий давали творческие задания. Например; первое задание закрепляет уже имеющий опыт детей и связано с попыткой подражать звукам, которые ребенок не раз слушал: «Чик, чик, чирик» или как стучит дождь « топ, топ, топ». Чья песенка будет лучше, ту мы исполним все вместе, хором. Для детей это целое открытие – можно петь и свою мелодию, создавать музыку.
Второй цикл заданий – это применение музыкальных вопросов и ответов в игровой форме. Детям напоминают, что во время разговора кто-то спрашивает, кто-то отвечает, затем читают текст и задают вопросы. Закреплять у детей умение импровизировать мелодии к отдельным фразам на заданный текст. Такие импровизации, проведенные в течение нескольких занятий, становятся привычными и не представляют трудностей.
Третий цикл заданий. Наиболее сложный вид заданий, когда дети не только варьируют отдельные мелодические обороты, музыкальные фразы, а сочиняют маленькие песенки, используя свой музыкальный опыт, музыкальный багаж в представлении о жанре, о песенной форме и т.д. Такие задания имеют важнейшие значения для всестороннего развития личности ребёнка, придают более действенный характер его практической деятельности, развивают ценные качества дошкольника: активность, самостоятельность, самоорганизацию, способность к естественному самовыражению.
Следующий этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способностей к самовыражению в музыке. У детей формировалось умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые мелодии и придумывать собственные оригинальные попевки.
Полученные в этих исследованиях данные, дают возможность утверждать, что формирование у дошкольников восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения пению способствует интенсивному развитию музыкального слуха. Прислушиваясь к музыкальной речи, они способны уловить связь между эмоционально образным содержанием песни и выразительно-изобразительными средствами. На основе приобретённых умений дети самостоятельно начинают импровизировать простейшие мелодии. Специальные упражнения в процессе обучения пению, направленные на развитие у детей внимания, ладового чувства, музыкального представления, эмоциональной отзывчивости активизируют творческие способности.
Таким образом, продуманная систематическая последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальное представление каждого ребёнка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребёнка.
Литература:
Ветлугина Н.А. Развитие восприятия
звуковысотных
и ритмических отношений в процессе обучения дошкольников пению.
В сб. «Сенсорное воспитание дошкольников» Под ред. А.В.Запорожца и А.П.
Усовой
. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1963
Ветлугина. Н. А. Развития слуха и голоса у ребёнка 5-7 лет в процессе обучения пению. Развитие детского голоса
/ П
од ред. В.Н.
Шацкой
, -
М., 1970
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1962
Ветлугина Н. А. Методы обучения пению. «Известия» АПН, 1969
Выготский
Л. С.
Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991
Поддьяков
Н. Н.
Творчество и
со
развитие детей дошкольного возраста. Волгоград, 1994.