Развитие творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Гучмазова И.В.

учитель трудового обучения и технологии

высшей категории,

МОУ «Школа №125 г. Донецка»

Аннотация. Практика показывает, что для учителя, развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Ключевые слова: творческий потенциал, творческие способности, одаренные дети, метод проектов, технологии.

Наша молодая республика как никогда нуждается в образованных людях, обладающих чувством собственного достоинства, свободных в выборе и принятии решений, осознающих ответственность за свои действия, поступки, умеющих жить, понимать, ценить и уважать других людей. Выполнение данной задачи образования педагоги республики видят в постепенном введении новых образовательных стандартов, направленных на личностное, познавательное и общекультурное, развитие обучающихся. Воспитание творчески одаренного поколения становится одной из главных проблем современного образования. Нужно всем без исключения, дать возможность проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Сухомлинский В. А. говорил: «Верьте в талант и в творческие силы каждого воспитанника», потому что без веры, вдохновения мы не сможем создавать, не сможем вложить в душу ребенка все лучшее, не сможем развивать его творческие способности. А для их развития необходим "двигатель", который запустил бы в работу механизм мышления. И этим двигателем является школа – педагогический коллектив.

Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому одной из важнейших задач современной школы является развитие творческих способностей учащихся. Этот процесс проникает во все этапы развития личности ребенка, обуславливает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, свободному самовыражению, уверенности в себе.

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание чего-либо нового, оригинального в сфере науки, искусства, техники, производства. Итогом творческой деятельности являются: способность к генерации уникальных идей, возможность «выхода за пределы ситуации», эффективность, оригинальность, сверхнормативная деятельность. Для обнаружения и развития творческой деятельности зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных достижений в творчестве.

Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.  Для развития творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в школе?

Это воспитание  у обучающихся  качеств, являющихся условиями для творческой деятельности.  Для творчества нужны воля, умение одолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время условиями для творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы.

Эта работа ведется по следующим направлениям:

Приобщение учащихся к творческой работе;

Прививание интереса к

поисковой работе

;

Развивание навыков созидания, самореализации.

Важное место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Применяются различные формы урочной и внеурочной работы: разнообразные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов и рефератов об истории развития различных сфер деятельности человека, о жизни и творчестве великих ученых, а также великих мастеров своего дела, вписавших свои имена в историю. Организация творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, наглядных пособий и макетов.

Индивидуальная исследовательская работа с учеником направлена на развитие его творческих способностей. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать наиболее доступные методы реализации своих планов.

Так же уделяется внимание на занятиях групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Большую роль в развитии творческих способностей играет внедрение в обучение метода проектов.

Метод проектов позволяет учащемуся выбрать интересующую его тему, выбрать единомышленников по работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Это стимулирует их мотивацию, развивает чувство ответственности за принятое решение, познавательную и творческую активность. Метод проектов улучшает качество образования, так как оно задействует множество дидактических подходов – мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение, обучение в процессе работы над проектом.

Так, работая над проектом «Дымковская игрушка», учащемуся пришлось познакомиться с историей возникновения этой игрушки, материалами из которых ее изготавливали, историей орнамента, современными образцами и последователями данного ремесла. Так же был предложен вариант, как из доступных материалов создать подобие «Дымковской игрушки». Это предложение нашло отзыв у многих и дети целыми классами работали над ее созданием.

Внеурочная деятельность. Для повышения творческого потенциала детей в школе применяются различные формы внеурочной деятельности - проведение праздничных мероприятий, предметные недели, участие в конкурсах, экскурсионная работа.

Чем же привлекательна эта форма работы:

привлекательность для детей и учителей уч

астия в менее традиционных видах

деятельности, нежели урок;

ученик

является активным учас

тником педагогического процесса;

праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и уч

ащихся, это творческий процесс,

ув

лекающий абсолютно всех

.

Внеурочные мероприятия, проводимые в нашей школе:

- праздник, посвященный Дню Матери (8 марта) – проводится общешкольная ярмарка, на которой дети реализуют продукцию собственного приготовления (сувениры) или приготовленную кем-то из родных (кондитерские изделия);

- мисс «Осень», мероприятие, на котором девушки в соответствии со своим возрастом, демонстрируют свои смекалку и умение быстро и правильно принимать решение, а также демонстрируют свои навыки на кухне в приготовлении блюд, исходя из имеющихся продуктов; в приготовлении вечернего наряда из предложенных материалов;

- праздник «Новый год» вдохновляет детей к изготовлению подарков для своих родных и близких, подарки, открытки учителям; украшение школы и классов поделками, сделанными своими руками;

- участие в конкурсах декоративно прикладного творчества: изготовление макетов квартир, макеты сельского подворья, макеты домов, изготовление ключниц из подручных материалов, сувениров из природных материалов и т. д.

- поиск новых, альтернативных способов изготовления декоративных изделий из доступных и экономичных средств;

Одна из форм развития творческих способностей учащихся – предметные кружки. Кружковые занятия дают больше возможности для развития творческих способностей учащихся, способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наше время, когда у родителей не хватает время посидеть со своим ребенком, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим.

Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой и интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать», «хочу уметь». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую - либо изготовленную своими руками вещь.

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Я сама люблю заниматься различными видами рукоделия с учащимися. Вижу, с каким воодушевление и энтузиазмом ребята принимаются за работу. Постоянно работаю над самообразованием, ищу новые проекты и технологии, которые можно было бы реализовать в пределах школы. Изготовление ваз из бумажной лозы, моделирование домов, кючниц из картона, лепка из соленого теста, изготовление кукол из бросового материала, вышивка бисером, лентами и т.д. У учащихся есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы и мою помощь. Через общение с учителем и между собой, дети знакомятся с новыми понятиями, знаниями, навыками, учатся применять их в жизни. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.

Все дети талантливы. Важно только научить их раскрывать свои способности, верить в себя и свои возможности. Это задача каждого учителя.

Вывод:

Развитие творческой личности очень актуально и имеет практическую значимость. Что бы почувствовать себя индивидуальностью, у ребенка должно быть много интересной творческой деятельности. Этот процесс должен строиться так, что бы каждый ребенок мог проявить свои способности, свою фантазию и воображение, реализовать свои самые невероятные задумки, проявить весь спектр своих способностей. Учитель должен использовать все свои педагогические возможности, что бы создать такие условия, при которых ребенок может реализоваться.

ЛИТЕРАТУРА:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

М.,1981г.

Дереклеева

Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся.-

М.: «Академия»

2007 г.

Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.:

Владос

, 1999. Косов Б. Б. Творческое м

ышление, восприятие и личность - М.: ИПП, Воронеж, 1997г.

Развитие тв

орческой активности школьников - п

од ред. А.М. Матюшкина. - М.: 1991

г.

Симоненко, А. Т. Технология трудового обучения

- М. Брянск,1996г.

http://festival.1september.ru/articles/410929/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/