Чесалина Ю.А.
Учитель начальных классов (МКОУ «Кондровская СОШ №1»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК
Аннотация:
На протяжении многих лет проблема изучения творческих способностей не теряет свою актуальность. Особенное внимание отечественные и зарубежные исследователи уделяют развитию творческой активности детей младшего школьного возраста. В настоящей статье рассматриваются особенности развития творческой способности у детей младшего школьного возраста, мнения различных авторов на данный вопрос, роль ручного труда в творческом развитии детей, анализируется необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на развитие творчества у детей, а также предложен проект по развитию творческих способностей с помощью создания елочных игрушек.
Ключевые слова: творческая активность, дети в младшем школьном возрасте, развитие творческих способностей, творчество, ручной труд.
DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF CREATING CHRISTMAS TREE TOYS
Abstract: for many years, the problem of studying creative abilities has not lost its relevance. Russian and foreign researchers pay special attention to the development of creative activity of primary school children. This article examines the peculiarities of the development of creativity in children of primary school age, the opinions of various authors on this issue, the role of manual labor in the creative development of children, analyzes the need for special events aimed at developing creativity in children, and also proposes a project to develop creative abilities by creating Christmas tree toys.
Keywords: creative activity, children in primary school age, development of creative abilities, creativity, manual labor.
На протяжении многих лет проблема изучения творческих способностей человека является актуальной во всем мире. Это связано, в первую очередь, с тем, что в настоящее время активно формируется новая общность людей в совершенно новом социокультурном пространстве. Отечественные и зарубежные психологи, изучая данный вопрос, сталкиваются с большим количеством трудностей, связанных не только с особенностями творческих способностей у людей, но и большим многообразием подходов к их изучению. Один из таких ключевых подходов относится к процессу развития творческой активности личности. Исследователи отмечают, что творческая активность человека – это истинное основание и критерий личности, где главной потребностью является создание чего-то нового.
Творческое развитие личности – это долгий и беспрерывный процесс в жизни человека, однако особое внимание к развитию творческих способностей уделяется детям в старшем дошкольном возрасте. Это объясняется тем, что именно в этот период жизни у детей наблюдается переломный этап онтогенеза, когда из дошкольного возраста, где общение и игры стоят на первом плане, ребенок переходит в младший школьный возраст, когда на первый план выходит учеба. Ребенок значительно меняет свое окружение, свой вид деятельности. В этот период жизни ребенок не только меняет свое социальное пространство, но и начинает реализовывать свои идеи, фантазии, сознательно проявлять свою творческую активность.
Творческая активность ребенка тесно связана с его познавательными возможностями, мышлением и умственным развитием. Все это развивается у старших дошкольников в условиях совершенно разного рода деятельности, однако наиболее эффективный способ, помогающих развить у ребенка творческие способности – это занятия ручным трудом. Например, рисование, поделки из бумаги, листьев, нитей и т.д. Занятие ручным трудом полностью соответствует потребностям и возможностям детей в дошкольном возрасте, а также приносит им удовольствие от процесса и результата работы. Данная деятельность позволяет увидеть ребенку конечный продукт, реализовать задуманные идеи и усовершенствовать окружающие его вещи.
Однако, несмотря на практическую пользу ручного труда, в учебно-методических материалах задания на развитие творческих способностей занимают лишь малую часть обучения детей старшего дошкольного возраста различным видам художественного труда. В трудах таких авторов, как Ю.И. Дорогов, А.В. Козлина, И.М. Петрова, Н.А. Смотрова, С.В. Соколова, Е.Е. Цамуталина, достаточно развернуто представлено содержание занятий по ручному труду для дошкольников и младших школьников, однако процесс обучения данному виду деятельности зачастую рассматривается с точки зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми общетрудовыми, конструктивными умениями и навыками. Авторы не акцентируют внимание на богатых возможностях ручного труда для творческого развития ребенка.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что существует значительное противоречие между воспитательно-образовательным потенциалом ручного труда для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических рекомендаций по руководству данным видом деятельности. Для того, чтобы более подробно изучить данный вопрос, мы провели исследование, тема которого - «Каковы педагогические условия развития творческой активности старших дошкольников в процессе создания ёлочных игрушек?».
В работе советского и российского ученого В.А. Роменца «Психология творчества» утверждается, что ребенок уже на первом году жизни становится исследователем общих свойств определенных простых предметов и начинает развивать свои творческие способности. Он в этом возрасте делает свои первых шаги, которые позволяют ему овладеть собственным телом и окружающими его материальными предметами - двумя сторонами одного и того же явления – предметного действия. В процессе игры ребенок ломает, разбирает и собирает предметы, он изменяет их первоначальный вид, т.е. создает что-то новое. Меняя предметы в своих руках, ребенок и сам меняется. В процессе изменений, которые происходят с предметом, у ребенка проявляется определенная совокупность собственных творческих изысканий. Однако на первом этапе творчество ребенка не является целенаправленным, он не пытается создать что-то новое. Его творчество спонтанное и ситуативное, а творческий продукт всего лишь случайное совпадение и сочетание материальных предметов в определенный момент времени. Однако благодаря таким спонтанным творческим процессам, ребенок становится более внимательным к продуктам своей деятельности, к собственным действиям, которые привели к получению ярких эмоций.
Творческая активность ребенка крайне важна в жизни, так как именно в процессе создания чего-то нового, реализации задуманной творческой цели у ребенка формируются качества, необходимые для формирования личности. К ним можно отнести такие качества как: потребность, интерес, склонность, способность, волевые проявления, эмоциональные отношения к деятельности, самостоятельность. При этом для развития творческой активности также необходим ряд условий. Исследователи выделяют следующие:
Любознательность и истинный интерес;
Увлеченность и внимание;
Целеустремленность и упорство.
Важно понимать, что отсутствие данных условий – это не значит, что у ребенка отсутствуют и творческие способности. Л.С. Выготский в своих работах писал о том, что творческое начало всегда пронизывает весь процесс овладения навыками. У ребенка сначала может не быть увлеченности к творческим процессам или желания закончить дело до конца, однако утверждать, что в этом случае у ребенка нет творческих способностей – нельзя. Ребенок на данный момент может просто не иметь такой навык, как например, увлеченно погружаться в процесс. Но если подобрать индивидуальный подход и правильно сформировать интерес к творчеству, то творческие способности ребенка могут начать активно проявляться, а все необходимые навыки приобретаться. Обучить творчеству нельзя, но это не значит, что учителю или воспитателю нельзя способствовать его формированию у ребенка. Данная заинтересованность творчеством способна побудить у дошкольника целенаправленность деятельности, которая является своеобразным «мостиком» от мысли к действию. Это объясняется тем, что цель – это основной элемент в структуре творческой активности. Только при ее наличии можно приучить обдумывать предстоящий замысел и получать творческие результаты деятельности.
Учитывая тот факт, что творческая активность ребенка дошкольного возраста должна иметь целенаправленный характер, необходимо выделить важность предметно-пространственной среды, где и развиваются творческие способности ребенка. Предметно-пространственная среда – это совокупность материальных предметов и объектов, которые включены в контекст развития дошкольника и находятся с ним в определённых пространственных взаимоотношениях.
Исследователи выделяют несколько видов психолого-педагогических условий, которые способны благоприятно влиять на развитие творческих способностей ребенка в старшем дошкольном возрасте (рисунок 1).
Рисунок 1 – Психолого-педагогические условия, стимулирующие и развивающие творческие способности ребенка в дошкольном возрасте
Педагогические условия могут в себя включать: внедрение новых предметов в процесс обучения, связанных с проявлением творческой активности; формирование творческих кружков по интересам; активное привлечение детей для участия в различных творческих мероприятиях (конкурсы, ярмарки, фестивали, концерты и т.д.). Эти и другие вышеперечисленные психолого-педагогические условия позволяют обеспечить детям дошкольного возраста физический, психический и эмоциональный комфорт. Благодаря этому творческая активность детей старшего дошкольного возраста будет развиваться наиболее эффективно и положительно.
Анализируя педагогические условия формирования творческой активности, многие исследователи предлагают разные подходы к руководству ручным трудом детей старшего дошкольного возраста (рисунок 2).
Рисунок 2 – Подходы к руководству ручным трудом детей старшего дошкольного возраста
Творческая активность детей в старшем дошкольном возрасте – это сложное интегральное качество личности, которое включает в себя следующие структурные компоненты (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структурные компоненты творческой активности детей в дошкольном возрасте
Дети в возрасте от 5 до 6 лет – это уникальная категория детей, у которых активно формируется способность к творческой деятельности. Именно в этом возрасте они начинают испытывать яркие положительные эмоции от творческой деятельности, учатся концентрироваться на процессе, а также начинают целенаправленно заниматься тем или иным творческим дело. В творческой активности они получают новые знания и умения, которые играют важную роль в процессе формирования личности. Поэтому крайне важно в старшем дошкольном возрасте детей заниматься развитием их творческих способностей. Для этого воспитателям и педагогам следует на каждом занятии предлагать им различные работы, которые направлены на проявление креативности, познавательных, художественно-изобразительных, конструктивных способностей.
На первом этапе работы, направленной на развитие творческих способностей у старших дошкольников, может быть оценка уровни их творческой активности. Для этого используются следующие методы (рисунок 4):
Рисунок 4 – Методы, используемые для оценки творческой активности у детей в дошкольном возрасте
Данные методики используются для качественной оценки структуры творческой деятельности детей для того, чтобы в дальнейшем разработать и внедрить необходимые механизмы развития творческой активности. Рассмотрим более подробно первую методику.
Методика 1. Наблюдение за рисованием.
Цель данной методики заключается в выявлении отношения ребенка к творческой деятельности. Для того, чтобы ее провести, педагогу необходимо приготовить для ребенка лист бумаги и карандаши. В самом начале проведения методики необходимо попросить ребенка нарисовать любое любимое животное, дополнить его образ фантазийным изображением. В процессе того, как ребенок будет рисовать, начать с ним разговор. При анализе результата выявляется уровень увлеченности ребенка творческой активностью. Выделяют три уровня увлеченности:
Низкий уровень – ребенку абсолютно все равно, что рисовать. Он готов нарисовать любое животное, какое скажет педагог. Ребенок постоянно отвлекался и не концентрировался на процессе. Ему было не интересно.
Средний уровень – ребенок с энтузиазмом приступил к выполнению задания, но долго не мог определиться, какое животное ему нарисовать. В ходе выполнения задания он часто отвлекался, задавал много вопросов педагогу.
Высокий уровень – ребенок с энтузиазмом приступил к выполнению задания, быстро определился с образом животного, был полностью сконцентрирован на процессе.
После оценки уровня творческой активности ребенка следует приступать к следующему этапу – организация и проведение занятий, направленных на развитие творческих способностей. Например, занятие по созданию собственной елочной игрушки. Игры и игрушки всегда были составной частью образовательной среды. На протяжении многих лет дарить игрушки детям было распространённым обычаем, так как игрушка приносила ребенку здоровье и благополучие. Особое же значение для детей имели новогодние игрушки, в которых они видели частички волшебства. Поэтому совместное создание игрушки – это не только радость для ребенка, но и создание доверительной атмосферы между ребенком и родителями или же между ребенком и воспитателем. В минуты творчества ребенок раскрепощается и открывается перед взрослыми с необычной стороны. Этот процесс сближает их, а также приносит много положительных эмоций от процесса и результата деятельности.
При разработке данного проекта необходимо планировать совместную деятельность, в которой будут участвовать педагоги, дети и их родители. Такая совместная работа сближает родителей и детей, а также благодаря таким проектам родители принимают активное участие в развитии своего ребенка.
Проект следует проводить в несколько этапов (рисунок 5).
Рисунок 5 – Этапы проекта
Старший дошкольный возраст – это уникальный период жизни ребенка. Именно в это время у творческой активности дошкольника появляется целенаправленность и сознательное желание сделать что-то новое, реализовать свою творческую фантазию. Поэтому крайне важно в этот период создавать для ребенка благоприятные условия для творческой активности и развития творческих способностей. Для этого необходимо формировать вокруг ребенка правильные психолого-педагогические условия, которые будут благоприятно влиять на творческую активность дошкольника. А также проводить целенаправленные мероприятия на развитие творческих способностей. Например, устраивать мероприятия, где дети совместно с родителями будут создавать собственные елочные игрушки, а потом демонстрировать их на праздничной ярмарке.
Как мы выяснили, творческая активность ребенка в старшем дошкольном возрасте напрямую связана с такими составляющими, как воображение, фантазия, умения, смекалка. Данные качества проявляются в творческих видах деятельности на основе ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Используя все свои умеющие навыки, знания и умения ребенок реализовывает свой творческий потенциал через творчество, он создает новый, еще не бывший в его арсенале вариант решения практической задачи.
Творчество для ребенка в старшем дошкольном возрасте – это в большей степени процесс, а не результат. В процессе творческой деятельности он применяет все свои накопленные знания и умения, расширяет практический опыт, наслаждается процессом общения, а также сближается со своими родителями или педагогом. Творческие способности дошкольника могут проявляться в изготовлении поделок, рисовании, придумывании сказок, песен и т.д.
Список литературы:
Андреева И. 30 уроков для развития творческих способностей и
воображения / И. Андреева. – М.: Современная школа, 2009 – 65с.
Ануфриев А.А. Психология творчества [Текст] / А.А. Ануфриев. – М.: Инфа-М, 2013. – 456 с.
Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. //Психологический журнал. 1995. Т. 16. №5., 37-45 с.
Боякова Е.В. Украшаем елку / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 10. С. 82-93.
Брушлинский А.В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский. – М.: Эксмо, 2014. – 145 с.
Веретенникова, Л. K. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебное пособие / Л. K. Веретенникова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. — 84 c. — ISBN 978-5-4263-0957-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/105924.html
(дата обращения: 27.10.2021).
Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1974. – 175 с.
Гвоздёва Ю.Е. Развитие творческой активности детей дошкольного возраста / В сборнике: Модели интеграционных решений повышения конкурентоспособности отечественной науки. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 229-231.
Доброва, Е. В. Елочные игрушки / Е. В. Доброва. — Москва : РИПОЛ классик, 2013. — 17 c. — ISBN 978-5-386-06807-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71406.html (дата обращения: 27.10.2021).
Завьялова М.В., Морозова Г.В., Часовская Е.Ю. Использование педагогических технологий в развитии воображения и творческой активности дошкольников / В сборнике: Артемовские чтения. Материалы X Международной научной конференции. Редколлегия: Л.В. Лысогорова, С.П. Зубова, Н.И. Вьюнова, Н.Г. Кочетова [и др.]. 2018. С.143-147.
Зайцев, В. Б. Новогодние игрушки своими руками / В. Б. Зайцев. — Москва: РИПОЛ классик, 2011. — 16 c. — ISBN 978-5-386-03606-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/38369.html
(дата обращения: 27.10.2021).
Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольников [Текст] / Т. Г. Казакова. – М. : Педагогика, 2011. – 201 с.
Клеймёнова Г.А., Клюшева А.Ю. / Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОО / Вестник научных конференций. 2019. № 1-1 (41). С. 48-49.
Ларюшкина Н.В. Рождественский подарок: история и современность / В сборнике: Культура: проблемы теории, истории, практики. Сборник научных статей по материалам межрегиональной научно‐практической конференции . Ответственные редакторы Т.Н. Козина, Г.Н. Рябова. 2018. С. 96-101.
Мичурина Ю.А, Сайгушева Л.И. Приобращаем дошкольников к труду: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 62 с.
Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста / Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. / Москва, 2003.
Поляшова Н.В., Галкина И.И. / Изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Традиции и новации в дошкольном образовании. 2020. № 3 (16). С. 27-30.
Пышьева Н.С. Конструирование творческого компонента в ручном труде дошкольников //Наука и школа. -2008. - №5. -С. 61
Пышьева Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40
Раджабов И.М., Касимова А.М. Народное декоративно-прикладное искусство в развитии творческой активности детей старшего дошкольного возраста / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 3. С. 30-33.
Сорокин, Г. Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте [Текст] / Г. Л. Сорокин // Вопросы психологии. – 2017 – № 2 – С. 58-62.
Степанкина Ю.А., Галкина Е.М. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда / Молодой ученый, 2019. № 6 (244). С. 235-236.
Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка [Текст] / Ю. Г. Тамберг. – СПб. : Речь, 2012. – 176 с.
Терентьев, Р. О. Творческое воображение и способы его развития 54 [Текст] / Р. О. Терентьев // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 45-51.
Ярусь, О. Л. Воспитание творчеством [Текст] / О. Л. Ярусь // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 13-19.