Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Луганская средняя школа № 38 имени маршала К.Е.Ворошилова»

 

Развитие творческой активности младших школьников. Игра, как средство воспитания, обучения и развития личности.

Подготовила

учитель начальных классов

Пантелеева С.В.

Луганск

2024

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Период младшего школьного возраста − очень ответственный и непростой. Ребёнок попадает в совершенно новую для себя атмосферу, выстраивает иной уровень в своей системе социальных отношений (учитель-ученик), набирается опыта в общении с людьми. Этот возраст дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей и обогащения уже имеющихся навыков.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – «сотворение»). Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».

Процесс развития творческих способностей учащихся касается всех этапов развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Ведущим видом деятельности с момента поступления в школу, у детей становиться учебная. Но, наряду с учебной, огромный потенциал для развития креативности несѐт в себе игровая деятельность. Игры повышают способность ребѐнка к выработке нестандартных идей, обогащают опыт. Игра, как процессуальный вид деятельности, позволяет ребѐнку преобразовать окружающий его мир, что влечѐт за собой развитие творческих способностей. В процессе игры у младших школьников возникает ряд проблем, которые, экспериментируя или опираясь на прошлый опыт, они решают. Игра, как и художественная деятельность, позволяет ребѐнку развивать и воплощать свои замыслы. Преимущество игры перед другими видами деятельности составляет и внутренний характер еѐ мотивации. Дети любят и хотят играть. Это позволяет постепенно вовлекать их в более сложные формы игровых занятий. Преподаватель, организуя и контролируя игровую деятельность, должен «подталкивать» детей к экспериментированию, поиску новых способов решения проблемы.

Игра требует хорошо развитого воображения, процесс развития которого происходит в результате включения учащегося в игры с элементами сочинительства. Примеров таких игр можно привести множество: от «дописывания» последних строк к четверостишию (песенке), придумывания начала и конца (на что похож, чем может быть), угадывания предмета по цветовой гамме (звукам, пластическим движениям) до составления рассказа с элементами необычного, группировке слов (звуков, движений) по какому либо признаку, составления предметов (рисунков) из необычных материалов. У детей возникает желание разрешить эти противоречия и они с удовольствием фантазируют и сочиняют.

Я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки.

Театрализация − одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Театральная педагогика обладает большим потенциалом более тесного сотрудничества с родителями и привлечения их к данному виду искусства. Театральные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей. На уроках мы занимаемся инсценировкой сказок, коротких рассказов, басен. Я использую на уроках задание «Сказки на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение.

Следующая форма − пантомима − имеет оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья − помогает преодолеть стеснительность. Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, ну например, басни. Остальные учащиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.

Словотворчество. Важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются. Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов.

Кроссворды. Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на листах, оформляются, иллюстрируются .

Помимо дидактических и интеллектуальных игр ребята с удовольствием играют и в подвижные игры. Посещая занятия по внеурочной деятельности

« Подвижные игры» дети знакомятся с играми разных народов, разучивают правила ,смотрят видеоролики и играют.

Лепка и аппликация. Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

Результатом систематической работы по развитию творческих способностей учеников считаю повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения.