Развитие внимания и памяти через занятия ритмикой и хореографией

В современных дошкольных учреждениях, музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции, включая программы и методики. В последние годы, в качестве инновации, все чаще внедряется ритмика, а иногда даже хореография. Обычно, музыкальные руководители занимаются преподаванием ритмики в детском саду. На музыкальных занятиях дети учатся слушать, воспринимать, полюбить и оценивать музыку. Часто результатом ритмических занятий становятся хореографические композиции. Однако, на наш взгляд, это замена одной дисциплины другой. Основатель ритмики, Э. Жак-Далькроз, видел основную цель ритмического воспитания в "общей подготовке к искусству". Поэтому, ритмику можно рассматривать как вспомогательную дисциплину. Детей учат основам хореографии, а ритмика становится лишь составной частью и дополнением к основным занятиям. Трудно оспаривать факт, что детство особенно восприимчиво к прекрасному - музыке и танцу. Именно поэтому, хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях является важным и необходимым процессом развития детей. Занятия ритмикой и хореографией способствуют развитию психических процессов у детей, таких как внимание и память. Дошкольники - это энергичные, живые и активные дети. Чтобы начать развивать их внимание, необходимо понять его процесс. Мысли и чувства детей сосредотачиваются на определенных движениях, предметах и явлениях в окружающей их жизни.

Развитие внимания и памяти играет важную роль в развитии ребенка, и существуют различные методы и приемы, которые используются для этой цели. У каждого ребенка внимание и память могут быть разными, и важно понять, какие виды памяти наблюдаются у него. Занятия хореографией могут помочь ребенку развивать все эти аспекты. Внимание детей чаще всего является непроизвольным, и для хореографа важно уметь направлять и управлять вниманием детей в нужном направлении. Целью занятий по ритмике и хореографии является развитие внимания и памяти, формирование представления о них, воспитание информационной культуры, внимательности и наблюдательности, а также развитие познавательных интересов и кругозора. Для достижения этих целей используются различные методы и приемы, способствующие развитию внимания. Хореография, как синтетическое искусство, имеет общие задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и психического развития детей. Занятия хореографией направлены на развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений, а также на формирование чувства ритма, темперамента, навыков исполнения танцев и художественного вкуса. Они также способствуют формированию красивых манер, походки, осанки, выразительности телодвижений и поз, а также помогают преодолевать стеснительность, комплексы и научиться радоваться успехам других и делиться общим успехом. Внимание, в контексте дошкольного возраста, можно определить как направленность психической деятельности на объект и сосредоточенность на нем.

Мысли и чувства детей сосредотачиваются на определенных движениях, предметах и явлениях окружающей жизни. Многие движения естественным образом привлекают внимание детей благодаря эмоциональному восприятию, и для этого не требуется особых усилий. Для развития культуры внимания у дошкольников необходимо понять сам процесс внимания и какие аспекты оно затрагивает у ребенка. Развитие внимания и его свойств является важным для успешной учебной деятельности детей. Психологи установили положительную корреляцию между различными свойствами внимания. Наблюдая за поведением и эмоциональным состоянием ребенка во время занятий хореографией, можно определить, какие виды внимания преобладают в его деятельности и оценить уровень развития этих свойств. У детей выделяются три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает само собой, без особых усилий воли, и является характерным для познавательной деятельности детей. В сознании детей закрепляются те движения или элементы движения, которые им нравятся и выделяются ярко. В процессе обучения хореографии может возникнуть интерес, увлечение и вдохновение, которые обычно снимают напряжение воли. В таком случае говорят о появлении третьего вида внимания - послепроизвольного. Для того чтобы ребенок мог овладеть искусством танца, необходимо развивать его способность к запоминанию. Запоминание - это процесс памяти, в результате которого закрепляется прошлый опыт. Запоминание всегда основано на установлении связей между новым опытом, получаемым человеком, и элементами его уже имеющегося опыта. Успех и результаты зависят от богатства, содержательности и прочности этих связей. Восстановление информации из памяти происходит на основе использования связей, установленных в процессе запоминания.

Запоминание может быть классифицировано на два вида: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание представляет собой целенаправленное усилие по запоминанию и выполнению действий, направленных на достижение определенной цели. В процессе произвольного запоминания важно не только установление смысловых связей между запоминаемым материалом и имеющимися знаниями, но и между его частями.

При запоминании хореографических движений используется различные виды памяти, одним из которых является двигательная память. Двигательная память заключается в запоминании собственных движений и выражается через формирование навыков. Овладение ходьбой, бегом и другими хореографическими движениями осуществляется благодаря двигательной памяти.

Еще одним видом памяти является образная память, которая фиксирует средства и результаты восприятия в виде образов. Всегда, когда мы воспринимаем предметы и явления, используем образное видение, чтобы решать новые задачи или строить образы воображения.

У некоторых людей наблюдается особая форма образной памяти, называемая эйдетической памятью. Этот вид памяти отличается фотографической точностью. Дети, обладающие эйдетической памятью, могут воспроизвести все запомненные движения с такой же яркостью, как при реальном восприятии.

Словесно-логическая память также играет важную роль в запоминании элементов танца. Она сохраняет мысли, выраженные словами, а не сами слова. Словесно-логическая память фиксирует средства, способы и результаты логического мышления, понятия и рассуждения. Некоторые дети запоминают движения с помощью словесного объяснения, поэтому педагогам важно учитывать этот факт.

В хореографии при запоминании движений мы используем не только двигательную и образную память, следуя зрительному образу, но иногда также обращаемся к словесно-логической памяти. Например, когда ребенок вспоминает последовательность движений и методические объяснения педагога, терминология может быть упрощена или использованы более запоминающиеся названия для облегчения запоминания детьми.

У детей дошкольного возраста проявляется высокий потенциал в области двигательной активности, и именно поэтому мы придаем большое значение развитию их внимания на занятиях хореографией. Для успешного развития внимания необходимо уделить большое количество времени. При наблюдении за ребенком и его эмоциональным состоянием необходимо определить, какие типы внимания и памяти преобладают в его деятельности. Чтобы сделать учебный процесс более интересным, необходимо вовлечь самого ребенка, научить его сосредотачивать внимание на определенной задаче и проявлять волевые усилия.

Существуют факторы, способствующие развитию внимания и памяти, а также способы их тренировки. Внимание у детей преимущественно является непроизвольным. Следовательно, ребенок не может принудить себя сконцентрироваться на неприятной и сложной задаче ради будущего результата. Воспитатели и родители, работающие с детьми, должны учитывать тот факт, что даже самое интересное занятие или объяснение может удерживать внимание внимательных детей не более 7-8 минут, после чего наступает кратковременное отвлечение. Полностью избежать таких отключений внимания у ребенка невозможно, но можно сократить их частоту до минимума.

Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, педагоги стремятся сделать занятия интересными, и это правильно. Конечно, делая занятия увлекательными, можно избежать скуки у детей, но следует помнить, что не все в учении может быть увлекательным. Поэтому необходимо научить ребенка выполнять не только то, что ему интересно, но и то, что не вызывает интереса, с радостью выполнять свои обязанности. Следовательно, необходимо систематически развивать и укреплять произвольное внимание у детей, при этом сочетая эту работу с формированием мотивации к учебной и познавательной деятельности, а также с развитием волевых качеств и чувства долга и ответственности. С возрастом у детей увеличивается объем внимания, то есть они могут сознательно удерживать в своем сознании больше объектов в течение короткого времени. Усиливается также устойчивость внимания и способность отвлекаться от посторонних факторов. Развивается умение выполнять несколько видов деятельности одновременно, то есть распределение внимания. Однако степень развития всех этих свойств внимания, включая произвольность, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Успех на занятиях в значительной степени зависит от внимательности. Часто дети высказывают мнение, что если бы они были более внимательными, то их успехи были бы гораздо лучше. Задачей педагогов и родителей является формирование у детей этого важного качества. С возрастом дети начинают осознавать степень развития различных личностных качеств и стремятся активно развивать их, включая внимательность.

Существует несколько рекомендаций, которые помогут улучшить внимательность на занятиях хореографией:

  • Планируйте свое время заранее, чтобы не было ничего, что могло бы вас отвлечь во время занятий.
  • Перед началом занятий ребенку следует мобилизовать свою волю и попытаться освободиться от мыслей, которые могли его занять ранее. Хороший способ - предварительный повтор материала.
  • Устойчивость внимания во многом зависит от понимания ребенком изучаемого материала. Важно обеспечить хорошее понимание темы.
  • Необходимо контролировать и сдерживать случайные отвлечения внимания на внешние раздражители и стимулы.

Исследования памяти детей показывают, что вспоминание является процессом мышления. Для дошкольников процесс запоминания связан с мышлением и установлением логических связей между понятиями и явлениями. Изучение нового материала в хореографии требует запоминания большого объема информации, включая механическую память.

Для того чтобы дети могли хорошо освоить основные танцевальные движения, необходимо развить их способность запоминания и воспроизведения. Для этого важно научить их правильно ставить цели для запоминания материала. Мотивация имеет большое значение для эффективности запоминания. Если ребенок осознает, что эта информация будет полезной в ближайшем будущем, то материал усваивается быстрее, запоминается на долгое время и воспроизводится точнее.

Для улучшения и развития памяти рекомендуется:

  • Учитывать тесную связь памяти с мышлением и стимулировать ребенка находить необычные аспекты для запоминания.
  • Повышать интерес к изучаемому материалу, позволяя детям оценивать значимость полученной информации в хореографии.
  • Не перегружать память информацией в короткие промежутки времени.
  • Избегать занятий хореографией после физических нагрузок.

Традиционные методы развития внимания играют важную роль в тренировке и развитии детей. Один из таких методов - учение. Учение является одним из ключевых способов развития внимания у детей, особенно дошкольного возраста. В этом возрасте непроизвольное внимание играет важную роль и превалирует над произвольным вниманием. Это объясняет известную непоседливость детей, их склонность к отвлечениям и отсутствию интереса к малоувлекательным делам. Эта особенность, в некоторой степени, характерна для всех детей, у которых наблюдается нестабильность интересов и импульсивность поведения.

Со временем дети приобретают опыт сосредоточенной работы, и произвольное внимание достигает высокого уровня. Это позволяет им выполнять сложные задачи и преодолевать трудности. К традиционным методам развития внимания также относится участие родителей. Важной задачей родителей является обучение детей быть внимательными. Когда ребенок становится школьником, особую роль играет установление режима дня, включая правильное чередование работы и отдыха. Родители учат своих детей понимать, что время учебы и время развлечений следует отличать друг от друга. Ребенку становится понятно, что внимание должно быть направлено как на выполнение домашних заданий, так и на поддержание правильной осанки во время занятий и на рабочем месте. Совместное занятие родителей и детей, такие как уход за домашними растениями и животными, обсуждение книг и обмен мнениями, способствуют серьезной тренировке внимания и развитию всех его аспектов.

По мере взросления детей формируется сознательность, чувство ответственности, целеустремленность и высокая способность контролировать свое внимание. Еще одним традиционным методом развития внимания является игра. В игре особенно дошкольный ребенок тренирует свое внимание. Расчеты, вычисления и правила, воплощенные в игре, привлекают его внимание. Участие в бытовых делах и выполнение домашних обязанностей также могут быть превращены в игру. Все эти активности способствуют развитию внимания.

Для преподавателей, в том числе преподавателей хореографии, важно уметь направлять внимание детей и руководить им в нужном направлении, чтобы достичь более результативного выполнения заданий. Развитие внимания является важной составляющей мастерства будущих танцовщиков и требует активного и мобилизованного внимания.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests