«Развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения серии совместных образовательных ситуаций «Путешествия»»
Костылева Екатерина Алексеевна,
воспитатель
МБДОУ «Иловский детский сад
Алексеевского городского округа
Ранний этап образования, которым является дошкольное образование, представляет собой важный период в развитии ребенка. Данный возраст может стать отправной точкой в развитии способностей, так как является сензитивным периодом предпосылок развития математических способностей. Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит быстрыми темпами. В связи с этим особое внимание в практике детского сада уделяется формированию математических представлений, начиная с младшего дошкольного возраста, направленное на развитие логического мышления, мыслительных операций, коммуникативных умений. Основным методом для этой цели служит игровая деятельность [5, с. 41].
Сегодня дошкольное образование отходит от путей прямой передачи знаний, а нацеливает педагогов искать способы и методы, которые развивали бы в детях стремление к поиску новой информации. Для этого нужно ребенка вовлечь в занимательную деятельность. Сущностью занимательности является новизна, необходимость, неожиданность, несоответствия прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения [2, с. 28].
Так, автору показалась перспективной идеей использования совместных образовательных ситуаций по математическому развитию в форме путешествий. Ведь путешествия для детей – это занимательная история, состояние движения и поиска, столкновение с трудностями и их преодоление. К тому же такая форма организации позволяет максимально реализовать технологию проблемного обучения.
В основу опыта положена идея о том, что разработка нетрадиционного подхода к организации и методике проведения образовательных ситуаций по алгоритму «путешественника» с детьми старшего дошкольного возраста будут способствовать эффективному развитию математических способностей.
Для реализации образовательного процесса по математическому развитию в форме образовательных ситуаций педагогом был разработан перспективный план по формирование элементарных математических представлений в форме «путешествий» были созданы необходимые условия:
- тематику путешествий определили дети, а педагогом разработан маршрут и задания образовательных ситуаций;
- подобран необходимый «Багаж путешественника», серия мультфильмов («Три кота» (когда отправляются в путешествие, когда не успевают встретить новый год и пр.), «Смешарики» («Большое и маленькое море) и пр.;
- используются ИКТ технологии для усиления эффектов и для наглядности;
- организована развивающая предметно-пространственная среда.
Организация развивающей предметно-пространственной среды начинается с оформления территории детского сада. Дорога от ворот до каждого крыльца расписана математическими головоломками в виде гусеницы, муравьев, жирафа, расчерчены разнообразные классики. На территории детского сада большое разнообразие деревянных фигур птиц, животных и сказочных персонажей, которые часто являются промежуточным ориентиром в путешествиях, с помощью которых закрепляются математические представления. На оборудовании нарисованы цифры, чтобы дети могли упражняться в счете и распознавании цифр. Многообразие предметов и материалов позволяет детям в путешествиях развивать элементарные математические представления.
Проведение математических путешествий проходит по определенному алгоритму решения проблемной ситуации. Для этого был разработан «Багаж путешественника», состоящий из пяти предметов (этапов), к которым дети обращаются во время путешествия. Данные предметы (этапы) представлены ниже.
1. «Загадочный компас». На данном этапе важно вызывать интерес у детей к совместной деятельности, мотивировать их на предстоящую деятельность, активизировать имеющиеся знания по проблеме. Стимулом к действию здесь выступают: изображения, предметы, необычный звук, загадка и прочее. Так же обязательным компонентом данного этапа является ритуал – определенные действия, имеющие своей целью сплотить коллектив и поднять командный дух.
2. «Волшебный рюкзак». Цель – создание проблемной ситуации, ситуации затруднения, столкновение с неизвестным, вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и планирование дальнейших действий по решению проблем. Детям преподносится реальный рюкзак, в котором находятся разные предметы, в зависимости от темы образовательной ситуации, изображения и т.д., которые потребуются ребенку на разных этапах путешествия.
Пример: дети находят письмо в рюкзаке, педагог читает его: «Дорогие ребята, в нашем городе случилась беда. Злой колдун усыпил птиц. Помогите, ведь им пора улетать на юг». Ребята с воспитателем отправляются в местность – город, решают, что нужно взять с собой, чтобы не заблудиться. На местности находят в рюкзаке задания от колдуна. Первое задание «Скворечники». Детям необходимо определить – какой формы, цвета, величины птичьи домики, сравнить их, и рассказать чем они похожи, что у них общее (сравнение по форме, цвету, величине).
3. «Бинокль открытий». На данном этапе работы организуется деятельность по проверке решения, открытие детьми нового знания.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения и пр. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Педагог не дает оценок, не дает прямых путей решения проблемы, он только создает условия, при которых дети самостоятельно находят верное направление.
Фрагмент: «Ой, ребята, злые силы не пускают нас дальше. Чтобы пройти вперед нам нужно перебраться через трясину. Как же нам это сделать? (ответы детей). Педагог: перед нами дощечки с цифрами, их необходимо выложить от 1 до 10 (дети выкладывают от 1 до 10). Вот мы и перебрались через трясину». В такие моменты важно дать возможность детям высказаться, поделиться своими успехами.
4. «Находка». Это этап выделения новых знаний и организация деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению. Детям предоставляется возможность поделиться своими достижениями, открытиями. Педагог организует игры, ситуации, в которых новое знание используется в измененных условиях. Происходит формирование коллективного опыта.
Например: «… чтобы вернуться обратно в группу, необходимо отгадать великолепную семерку животных севера (ориентировка в пространстве)» – дети по клеткам под диктовку рисуют животное и отгадывают кто получился.
5. «Сокровище». На данном этапе ребенок осмысляет, что конкретно для него было важным и ценным в «Путешествии». Дается возможность выразить свои чувства любым приемлемым способом. Очень часто для этого мы берем с детьми завоеванное «сокровище», передавая который, мы высказываем свои эмоции и чувства. Из каждого «Путешествие» добывается «сокровище» и к концу учебного года образуется целая коллекция.
Пример: «На экране появляется Ми-ми-шка Кеша, он дарит детям на память о путешествии альбом «Животные севера». Под песню ми-ми-шек дети возвращаются в группу».
Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по технологии проблемного обучения, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка.
В ходе путешествий дети используют порядковый счет, учатся сравнивать ширину, длину и высоту предметов; упражняются в отсчете определенного количества предметов в играх и заданиях. Так же путешествия способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, умении ориентироваться в пространстве; учатся измерять длину, ширину предметов определенными мерками.
Таким образом, построение образовательных ситуаций по предложенному алгоритму «путешественника», не только способствовало формированию математических представлений у дошкольников, но и расширило информационные сферы, повлияло на развитие у детей эмоционально-положительного отношения к сверстникам. В итоге реализации данной системы работы изменился характер познавательной деятельности детей: появилась ориентация не только на результат, но и на процесс реализации возникающих познавательных задач.
ЛИТЕРАТУРА
Валова
, В.Ю. Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста / В.Ю.
Валова
.
–
Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V
Междунар
.
науч
.
конф
. (г. Челябинск, июнь 2014 г.).
–
Челябинск: Два комсомольца, 2014.
–
С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5733/ (дата обращения: 29.09.2023).
Евсюкова
,
Е.А.,
Бережная
В.И. Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
/ Е.А.
Евсюкова
, В.И. Бережная
// Инновационные
результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 августа 2023
г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ)
–
2023.
–
С. 16-22.
URL
:
https
://
apni
.
ru
/
article
/6898-
vliyanie
-
didakticheskikh
-
igr
-
i
-
uprazhnenij
-
na
(
дата обращения: 29.09.2023).
Новикова
,
В.П. ФГОС Математика в детском саду. Сценарии занятий
c
детьми 6-7 лет. «Мозаика – Синтез», 2015. – 188
с
.
Помораева
, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада:
моногр
. / И.А.
Помораева
, В.А.
Позина
. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 248
c
.
Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб
.
п
особие / Л.В. Воронина, Е.А.
Утюмова
; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург:
УрГПУ
, 2017. – 289 с
.