Стрижевская Ольга Викторовна

Муниципальное автономное бюджетное общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа № 4, учитель начальных классов.

Реализации практико-ориентированного подхода в обучении обучающихся начальных классов, на основе ознакомления с правилами выполнения проектов.

Актуальность. Данная статья посвящена проблеме вовлечения обучающихся начальных классов в деятельность и является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат.

Ключевые слова: формирование личности, творческая деятельность, личность, конечный результат, проект, дети.

В настоящее время школа ставит своей целью развитие всесторонне развитой личности и конечный результат деятельности учителя – это всесторонне развитый обучающийся, умеющий ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно добывающий необходимые знания из дополнительной литературы, личных наблюдений и других источников.

В результате практико-ориентированного подхода у детей развиваются и формируется:

- способности и умения самостоятельной познавательной деятельности;

- умения, овладевать системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

- самостоятельность в решении проблем в различных сферах учебной деятельности;

- опыт индивидуальной и коллективной деятельности;

- навыки оценивания собственных результатов в учебной и практической деятельности;

- условий для формирования универсальных учебных действий, через реализацию содержания практико - ориентированного подхода.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся, таким образом, значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ начинают реализацию с первого класса и по всем предметам.

На первых этапах они носят коллективный характер выполнения работ. По мере взросления детей, этот вид работы начинает носить групповой и индивидуальных характер выполнения работ.

Групповая работа даёт возможность учащимся:

- объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь;

- стимулирует дух соревнования и соперничества.

В течение учебного года, например, во 2 классе будут выполнены следующие проекты:

Математика: «Узоры на посуде», «Оригами».

Русский язык: «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», «Рифма», «В словари за частями речи»

Литературное чтение: «О чём может рассказать школьная библиотека», «Мой любимый детский журнал», «Мой любимый детский журнал»

Окружающий мир: «Родной город», «Красная книга, или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира». В начальной школе темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, значимому для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественное применение знаний. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования, как общеучебными умениями, например, можно задать ученикам такие вопросы:

- Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

- Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

- Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

- Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

- Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект?

- Какую информацию вам надо получить?

- К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки, эксперименты, наблюдения. Огромную пользу несут опросы, интервьюирование учащимися сверстников, для которых предназначен детский проект.

Практика направлена на решение следующих затруднений: умение находить нужную информацию, применять и правильно оформлять работы.

Алгоритм действий по реализации проектной деятельности.

На предварительном этапе происходит:

- погружение в проект;

- определение целей и задач;

- участников проекта;

- конечного результата;

-обсуждают последовательность выполнения проекта.

На втором этапе (организационном) определяются направления проектной деятельности, собирается информационный материал. Разрабатывается технология проекта.

На третьем этапе (поисково-исследовательском) анализируется информационный материал, планируется проектная деятельность.

На четвертом (оценочно-результативном) этапе проводится анализ результатов выполнения проекта, рефлексия, самоанализ, оформлялась презентация.

Виды проектов.

1. Работа в области искусства (изобразительного, драматического и т.д.);

2. Письменная работа на определенную тему;

3. Творческая письменная работа (сочинения, рассказы и т.д.);

4. Проведение научного эксперимента;

5. Изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы;

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

Роль учителя. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, консультирует. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то», мотивирует детей. Высокий уровень мотивации в деятельности – это залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся.

Роль ученика. Обучающиеся в работе над проектом: активный участник, а не пассивный статист, он становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. На всех этапах он: принимает решения. Следует помнить, что выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности и выстраивания системы взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Общение с учителем позволяет освоить ребёнку еще одну роль, которая помогает ему вступать во взаимоотношения: со сверстниками, взрослыми людьми, библиотекарем, музейными работниками и т. п. с новой позиции. В отношении взрослых происходит переход с позиций я - безответственный потребитель на позиции сотрудничества.

Оценивание. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает своею деятельность и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся правильно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, что не удалось. Каждый самостоятельно выполненный проект имеет большое положительное значение для развития обучающегося, для формирования его личного опыта.

Библиографический список

Байбородова

Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В.

Байбородова

, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.

Гузеев

В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

.

Матяш

Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.:

Вентана-Граф

, 2004.