Гучмазова Ирина Викторовна
учитель трудового обучения и технологии
высшей категории,
МБОУ «школа №125 г. Донецка»
Реализация концепции патриотического воспитания на уроках трудового обучения.
Аннотация. В статье затронуты вопросы воспитания современной молодежи в духе патриотизма, а также описываются способы реализации концепции гражданско-патриотического воспитания школьников в Донецкой Народной Республике.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, духовность, ДНР.
Актуальность статьи. Трансформация современного общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Война на Донбассе в корне изменила судьбы и отношение к жизни у миллионов людей. Патриотическое воспитание в ДНР играет очень важную роль в жизни молодой республики. И поэтому сегодня в учебных заведениях ДНР необходимо больше внимания уделять развитию патриотического воспитания молодёжи.
Цель статьи. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающим необходимый базис для дальнейшего развития личности. Патриотическое воспитание в современной школе – фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Основной материал. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
В Донецкой Народной Республике разработана концепция патриотического воспитания. На пресс-конференции, которая состоялась в Дебальцево, Глава ДНР Захарченко А.В. рассказал о необходимости возрождения патриотического воспитания среди молодежи. «Нам всем очень повезло, потому что на нашей земле еще со времен Советского Союза было очень развито патриотическое воспитание. Существовало большое количество всевозможных спортивных клубов, патриотических организаций, которые учили любить свою Родину. Наш регион является одним из тех, где это смогло сохраниться», — сообщил Глава Республики. «Основная задача нашего государства воспитать такое поколение, которое с гордостью и честью возьмет наше знамя, если потребуется, оружие в руки и отстоит родную землю и отчий дом. И это зависит от всех нас! Невозможно привить чувство патриотизма в школе, если этого нет в семье», — подчеркнул Александр Захарченко. [6]
Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив. Здесь созревает личность. В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Любимым занятием является составление народного календаря, который дает представление о нашем фольклоре, народных и православных праздников, которые постепенно входят в дома наших учеников.[1,217с.]
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется через участие в мероприятиях различных уровней:
- акции;
- выставки;
- конкурсы;
- экскурсии;
-месячники;
- работа с ветеранами и многое другое.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. [2,35с.]
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [5,63с.]
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
проявление гражданских чувств;
гордость за своё Отечество, за символы государства;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
[4,89
с.]
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, в которых учащиеся принимают участие. Это множество дней: «Освобождения Донбасса, Защитника Отечества, Международный женский день, Весны и Труда, Победы, Республики». К этим Дням - праздникам мы с ребятами тщательно готовимся, говорим о значении каждого дня, участвуем в праздничных мероприятиях, изготавливаем поздравительные открытки, всевозможные тематические поделки. Патриотизм и гражданственность – это не слова, это действия и на уроках, при изучении сельскохозяйственных тем, мы работаем на пришкольных участках, облагораживаем территорию школы, разбиваем грядки, цветники, а также обсуждаем экологические проблемы района, города, страны и всего мира.
На уроках из раздела «Кулинария» знакомимся с кухней народов, проживающих на территории Донбасса. Изучение декоративно-прикладного творчества открывает многогранность традиций и фольклора Родного Края. Но так же из нашего внимания не пропадает богатство и многообразие российской культуры, оказавшей значительное влияние на наш регион. Уроки, на которых изучаются народные ремесла Донбасса, вызывают живой интерес у ребят. Прививать любовь к народному творчеству, развивать художественные способности учащихся помогает внеклассная работа: факультативы, кружки, внеклассные мероприятия. Во внеурочное время ученики могут ознакомиться с традициями вязания, кружевоплетение, бисероплетение, вышивка традиционными для нашей местности швами и др. Итог всех этих занятий – выставки, ярмарки-распродажи, конкурсы, а главное – радость от своего труда.
Патриотические традиции донецкого народа не ограничиваются узкими рамками своей национальности, а включают в себя дружбу и уважение, сочувствие к представителям других народов
Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все компоненты учебного процесса: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности. Характерными формами и средствами народного воспитания являются традиции, обычаи, обряды, общественное мнение. Патриотическая система воспитания на уроках трудового обучения направлена на:
а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
б) формирование духовно-нравственных качеств личности;
в) воспитание патриотов земли Донбасса;
г) разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
е) формирование трудолюбия, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;
ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков трудового обучения;
з) воспитание бережного отношения к природе. [3,79с.]
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Выводы. Воспитывая у молодежи чувство патриотизма и гражданского долга, мы создаем для общества ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться, прежде всего, ее готовностью взять на себя ответственность за будущее Донецкой Народной Республики.
Список литературы:
Басова
Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
Касимова
Т. А.
Патриотеское
воспитание школьников: Методическое пособие /
– М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Лебедева О.
В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Пашкович
И.А.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Ушинский
К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
https://dnr-online.ru/v-doneckoj-narodnoj-respublike-razrabotana-koncepciya-patrioticheskogo-vospitaniya-aleksandr-zaxarchenko/
| Официальный сайт Донецкой Народной Республики ©