О.В.Шевченко
учитель начальных классов
Реализация краеведческого подхода в начальной школе
в условиях ФГОС
Приоритетной целью современного образования в условиях реализации ФГОС НОО становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию: сформированность гражданской позиции, воспитание патриотизма и любви к своей стране; знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности; знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества.
Решить данную проблему можно средствами краеведческого образования и воспитания, с помощью которых обеспечивается формирование у обучающихся духовно-нравственных, базовых национальных ценностей "патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству", становление личностных характеристик школьника, формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России.
Поэтому, в учебно-воспитательном процессе образовательной организации особая роль должна отводиться краеведению как в урочной, так и внеурочной деятельности.
В рамках урока правомерно говорить о реализации краеведческого принципа, во внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности о реализации краеведческого подхода.
Суть краеведческого принципа заключается в использовании на уроке результатов наблюдений, исследований, полученных учащимися в ходе выполнения программных работ: экскурсии, практические работы на местности, творческие задания краеведческой направленности.
Основу краеведческого подхода составляет всестороннее изучение тех или иных объектов, процессов, явлений, что предполагает осуществление тесных межпредметных и междисциплинарных связей, а это означает, что краеведческий подход следует рассматривать как более широкое понятие, чем принцип.
Общим же является то, что все получаемые о своем крае сведения, результаты наблюдений и исследований должны обязательно приводиться в порядок, систематизироваться, обрабатываться и использоваться как на учебных занятиях, так и во внеучебной работе, таким образом, правомерно говорить о системном характере краеведческой работы в образовательной организации.
Поэтому в начальной школе в лингвистической гимназии проводятся внеурочные занятия по краеведению с целью развития интереса к культуре и прошлому своего Рода и Вятского края, поскольку известно, если ученик ценит культуру, в которой он воспитан, уважает себя как личность, то он будет уважать другого человека, который также обладает культурным сознанием и воспитан в другой культурной традиции.
С целью расширения у младших школьников представлений и понятий о духовно-нравственной культуре и быте русского народа на уроках литературного чтения, русского языка, технологии, изобразительного искусства, музыки вводятся элементы национальной русской культуры.
Учащиеся начальной школы вместе с родителями участвуют в народных праздниках «Масленица», «Колядки», «День урожая», в играх «В гостях у Вятской кикиморы», «Путешествие в прошлое Вятки».
Темы проектных и исследовательских работ учащихся в рамках научного общества «Грани познания» затрагивают различные области знаний, но большой процент составляют темы по страноведению, лингвострановедению, краеведению, поэтому в гимназии ежегодно проводится фестиваль проектных работ историко—краеведческой направленности на иностранных языках «С чего начинается Родина», в которой принимают участие младшие школьники.
В начальной школе проходит фестиваль проектных и исследовательских работ «Мои первые шаги в науку», в рамках которого младшие школьники представляют свои работы, выполненные под руководством учителей, ученых – преподавателей ВУЗов города Кирова, а также родителей, ставят опыты, обращаются к культуре и истории своего родного края.
Включение краеведческого материала в содержание образования на уровне НОО способствует формированию у младших школьников познавательного интереса к обучению, общеучебных навыков в рамках поисково-исследовательской деятельности, учит их наблюдать и анализировать окружающие явления, способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям своей малой родины.
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым как семья, дом, друзья, город, соответственно необходимо формировать у детей чувства любви к своей малой родине, эмоционально - положительного отношения к тем местам, где они родились и живут.