Ключевыми аспектами в подготовке детей к школе являются улучшение речи старших дошкольников, способности логично, последовательно и связно выражать свои мысли, а также развитие фонематического слуха.
До пяти лет происходит формирование правильного звукопроизношения, однако не у всех детей получается научиться четко произносить все звуки в словах и предложениях. Некоторые дети могут иметь проблемы с произношением звуков, которые могут быть вызваны проблемами со структурой или подвижностью органов артикуляции, либо из-за недостаточного развития фонематического слуха. Важно, чтобы родители обратили на это внимание. Необходимо незамедлительно обратиться к специалистам-логопедам, чтобы они определили корень проблемы с произношением и разработали индивидуальную программу для исправления дефектов речи.
Изменение интонации, высоты и силы голоса - это навык, которым владеет большинство детей. Они могут использовать его для достижения цели своего высказывания, например, чтобы задать вопрос или выразить восклицание. В возрасте пяти лет важно обеспечить стабильный темп речи. Как быстрота или медлительность речи могут повлиять на качество общения, например, нечеткое произношение и запутанность.
Развитие умения анализировать звуки. При правильном подходе к обучению, ребенок научится определять не только расположение звуков в слове (в начале, середине или конце), но и устанавливать точное положение каждого звука в слове, называя их последовательность. Это является важным этапом в обучении грамотности.
Увеличение лексического запаса. Со временем, лексический запас человека значительно увеличивается. Сложно точно определить количество слов, которые мы в настоящее время употребляем, в отличие от предыдущих лет. В этом возрасте, наша память начинает работать более эффективно, что способствует естественному увеличению лексического запаса без особых усилий. Один раз воспринятая лексема легко добавляется в активный словарный запас.
Дети овладевают не только общепринятыми способами изменения слов и создания новых, но и нестандартными вариантами, приобретая грамматическую компетенцию, которая включает правильное использование морфем и уменьшение ошибок в словообразовании. Тем не менее, возможны неточности при использовании форм с чередованиями звуков и форм множественного числа существительных в разных падежах.
Формулировка такова: Младенец высказывает свои мысли в достаточно сложных предложениях, внимательно отвечает на все вопросы собеседника и способен описать события, которые он сам наблюдал, очень четко и ясно.
Как вы общаетесь с ребенком, какие интонации и эмоции вы используете в речи, все это влияет на качество речи вашего ребенка. Кроме того, исправление ошибок в речи малыша - это один из способов заботиться о его интеллектуальном росте. Хорошо структурированный, эстетически привлекательный и ясно выраженный язык не только способствует коммуникации, но и служит инструментом мышления.
Для достижения навыков грамотной речи у ребенка:
Вы можете помочь ребенку начать разговор, задав ему вопросы или просив рассказать о чем-то интересном. Важно проявлять настоящий интерес к ответу ребенка. Например, можно попросить его поделиться своими впечатлениями от похода в музей, совместной прогулки или просмотра мультфильма.
Вы можете помочь ребенку развивать внимательность к языку, если показываете ему картинки, рассказываете сказки и обращаете внимание на необычные слова и выражения, которые можно использовать в своей речи. Это поможет ему лучше понимать язык и говорить более грамотно. Всевозможные ситуации, такие как перемещение на транспорте или прогулка, могут быть использованы для развития у детей речи. Литература предлагает множество игр, направленных на повышение словарного запаса и улучшение разговорной речи у детей дошкольного возраста. Примеры таких игр включают «Укажи свои любимые игрушки», «Назови всех зверей, которых ты знаешь», «Перефразируй фразу», «Опиши свою одежду» и другие. Рекомендуется проводить эти игры вместе с детьми.
В каждом семействе имеется литература для детей, которую можно использовать для улучшения речи ребенка. Рекомендуется провести совместное чтение книг, обсудить незнакомые слова, попросить ребенка поведать о понравившейся части, рассмотреть и проанализировать иллюстрации. Предложено попросить нарисовать своего любимого персонажа, чтобы продвинуть развитие речи у детей систематически. Взрослые должны помнить, что речь не наследуется, а зависит от окружающей речевой среды, поэтому важно обеспечивать ребенка благоприятной речевой средой. Поэтому очень значимо, чтобы старшие люди формировали такую обстановку для разговоров с молодыми, что бы они были постоянными. Будьте внимательны, уважаемые старшие!
Не стоит спешить с тем, чтобы все рассказать и объяснить самостоятельно (взрослые часто с этим ошибаются). Ребенку следует предоставить возможность самому рассказать и объяснить, не ограничивать его во времени. В случае необходимости, взрослый может помочь словом или подкорректировать произношение, но главное, чтобы ребенок имел возможность высказаться, а взрослый внимательно слушал, не перебивал, не торопил и не отвлекался.
Развиваем речь, играя!
Детский языковой навык развивается под воздействием речи окружающих взрослых.
«Назови лишнее слово»
Человек старшего возраста произносит несколько слов, и просит ребенка выделить одно из них, которое не подходит к остальным по какой-то причине. Затем ребенок должен объяснить, почему выбранное слово является "лишним". Все слова, среди которых нужно выделить "лишнее", являются именами существительными.
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
« Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер
«Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар —.
тарелка, ваза, чашка —.
лист, трава, крокодил —.
"Подбери словечко"
Возможно заняться развлечением, требующим использования мяча, перебрасывая его между собой.
О каких объектах можно употребить прилагательное, обозначающее "недавно произведенный" или "только что сделанный" (атмосфера, огурчик, хлебец, бриз); "имеющий длительный срок существования" (домик, бревенчатый ствол, персона, туфля); "доступный в последнее время" (булочка, новость, газета, скатерть); "бывший в употреблении довольно долгое время" (мебель, сказка, книга, бабушка); "только что полученный" (молочко, мяско, вареньице); "имеющий длительный срок существования" (кресло, сиденье, оконце).
«Волшебные очки»
Человек предлагает вам вообразить, что вы надеваете волшебные очки, которые заставляют все вокруг окрашиваться в определенный цвет (например, красный, зеленый, желтый, синий и т.д.). Посмотрите вокруг в волшебные очки и назовите цвет предметов, которые вы видите, например: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и т.д.
Рекомендации родителям
· Верьте в силы ребенка!
· Обучайте в игре!
· Умейте выслушать ребенка.
Будьте внимательны к тому, как ваш ребенок говорит, и тонко подшучивайте над неправильно произносимыми звуками. Регулярное отслеживание речи вашего ребенка поможет ему быстрее и успешнее усвоить правильное произношение звуков.
Важно следить за своим языком, потому что слова, которые говорят взрослые, могут оказывать влияние на развитие лексических и грамматических навыков у детей, как в хорошую, так и в плохую сторону.
Важно не забывать поощрять своего ребенка даже за маленькие достижения, выражая ему свою признательность и уважение как можно чаще.
Речевое развитие детей 5-6 лет