* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 172» общеразвивающего вида

«Речевое развитие в экологическом

воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации

ФГОС дошкольного образования»

( консультация для воспитателей)

Воспитатель: Саухина М.В.

сентябрь,2023г.

«Мир, окружающий ребёнка это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой, Здесь, в природе,

вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

ФГОС ДО, внёс изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность. Формирование личности через собственную деятельность, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности это цель современного дошкольного образования. Но проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи. Большое внимание, сегодня уделяется формированию экологического мышления детей. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний о природе. Невозможно переоценить роль родного языка в восприятии окружающего мира детьми. В свою очередь ознакомление с природой является средством развития речи детей и познанием окружающего мира.

Педагоги учат детей элементарным экологическим знаниям и представлениям, началам экологического мировоззрения. Учат понимать причинно-следственные связи, показывают взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, формируют представления детей о том, что человек часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность обязанность человека. Всё это способствует экологическому познанию предметов и явлений с разных сторон и расширению речевых возможностей. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребёнка без включения её в какую-либо деятельность, невозможно!

Рассмотрим, как осуществляется решение задач по познавательному речевому развитию речи дошкольников в некоторых видах деятельности в нашем детском саду. Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли и высказывания. Сегодня процесс обучения это поиск и сотрудничество. Он строится на основе деятельностного подхода с принципом интеграции. Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы: - наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация мультфильмов и кинофильмов); - словесные (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы); - практические (игры, труд, опыты) Решая две важные задачи, мы часто используем наглядные и словесные методы: метод имитации, разговора (беседы), пересказа, рассказывания (сочинения). Метод имитации осуществляем различными приёмами. Наблюдаем с детьми за реальными предметами, за живыми и неживыми объектами, в группе и на прогулке. В детском саду детям систематически передаётся разнообразная информация о природе: об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами природы (камень, песок, вода и другими), явлениями неживой природы в соответствии с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными материалами (дерево, глина, песок и т. д.).

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребёнок может определить сам: цвет, форма, размер, запах, вкус и т.д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определённых условиях, свойства предметов, повадки животных и т. д.

Педагоги на прогулке и в группе используют разные виды наглядности и ИКТ. Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов помогают воспитателям решать разнообразные задачи: уточнять, конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие. Картины дают возможность подробно рассматривать явления природы, длительно сосредотачивать на них внимание, что часто было сделать невозможно в силу изменчивости природы. Громадное значение оказывают живые беседы, опирающиеся на подлинные явления жизни. Беседуя, мы предохраняем детей от забвения, будим в их памяти эпизоды и явления из пережитого ими и осознанного прошлого и расширяем возможность для упражнения речи. В холодный зимний день, мы вспоминаем о солнечном, жарком летнем дне, мы вывешиваем картины о лете. И в памяти детей воскресает многое, казалось, основательно забытое; и дети рассказывают о том, что было и что так контрастно настоящему. Рассказ является той формой и образцом речи, который раньше других оказывает влияние на развитие их языка. Дети перенимают слова, выражения, интонацию и модуляцию голоса взрослого, который рассказывает о явлениях природы, о животных и растениях. Изложение педагогом является образцом. Дети любят рассказ больше, чем чтение вслух. Приём по слушанию речи, рассказыванию по картинкам является ценным. Все виды рассказывания помогают совершенствовать стороны речи ребёнка лексическую, грамматическую, фонетическую. В деле постижения живой русской речи ценно чтение.

Художественное слово даёт начало экологическому сознанию. С помощью книги дети узнают о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняют и конкретизируют имеющиеся представления о предметах, явлениях. Наравне со сказкой и рассказом используем художественное стихотворение, оно действует на душу ребёнка силой и обаянием ритма. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Через стихотворение дети воспринимают красоту окружающей природы, знакомятся с богатым лексическим материалом. Природоведческая литература раскрыла детям явления неживой природы, помогла установить связи и отношения, существующие в природе. С помощью книги у ребят развивается познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Природоведческие книги используем в работе с детьми с разной целью. Небольшой рассказ, сказка могут предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению. Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений помогает выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы, используя их в процессе самого наблюдения. Книги о природе читают детям и после наблюдения. При этом художественные произведения помогают подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. К практическим методам, прежде всего, относится игра. Для расширения представлений детей о явлениях природы используются разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Играют с детьми в речевые дидактические игры экологического содержания, в процессе которых речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него слоформами. Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способом ухода за ними в уголке природы. Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем в работе с детьми элементарные опыты. Опыт как способ решения познавательной задачи возникшей в процессе игр, труда или организованной образовательной деятельности. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают свои предположения о причинах явления, выбирают способ решения, сравнивают результаты, делают выводы. Ознакомление детей с природой и развитием речи детей осуществляется в детском саду в разнообразных формах: на занятиях (НОД), экскурсиях, в повседневной жизни. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать систему элементарных знаний с учётом требований программы в определённой последовательности с учётом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение детей в НОД осуществляется разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта.

В игровых обучающихся ситуациях используются кукольные персонажи: Буратино, Незнайка, Старичок-Лесовичок, Айболит. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения или занятия. Всё это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому моменту. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Всё это активизирует умственную деятельность малышей. НОД планируется с учётом сезона. Каждый сезон длится долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности. Используются разные типы занятий (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные) в своей работе по Фронтальную организацию наблюдения используют для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями. Наблюдения могут проходить небольшими группками (рассматривание цветка, появление всходов, насекомых и т.д.) на прогулке проводится и индивидуальная работа.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в группе уголка природы.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организовывается в течение года. Этим создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой, формирования у них прочных, осознанных знаний об обитателях уголка, трудовых навыков и умений, развития наблюдательности.

Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребёнка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребёнка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создаёт максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание и развитие речи со всем процессом развития личности маленького ребёнка.