Рефлексия как способ активизации познавательной деятельности
обучающихся на уроках литературы
АННОТАЦИЯ
В рамках данной работы рассматривается теоретическая база понятия рефлексии и её влияние на познавательную активность обучающихся. Проанализированы различные методы и приёмы, направленные на стимуляцию познавательных процессов учащихся на уроках литературы. Для проведения практического исследования использован метод наблюдения, опроса и анализа учебных достижений. Результаты исследования оценены с точки зрения эффективности применения рефлексии в процессе обучения литературе.
Цель: исследование роли рефлексии в активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты понятия рефлексии в контексте образования.
2. Проанализировать методы и приёмы, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Провести практическое исследование эффективности применения рефлексии на уроках литературы.
4. Оценить полученные результаты и выявить практические рекомендации для применения рефлексии в обучающем процессе.
Результаты:
Проведенное исследование позволит выявить влияние рефлексии на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы. Полученные данные послужат основой для рекомендаций по оптимизации образовательного процесса и повышению эффективности обучения с использованием принципов рефлексии.
Ключевые слова: рефлексия, познавательная деятельность, обучающиеся, уроки литературы, методы активизации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………..…………….…..……...............4
Раздел 1. Понятие рефлексии и ее значение в образовательном процессе.................6
1.1. Общее понятие рефлексии ………………………………….……………………6
1.2. Роль рефлексии на уроках литературы................................................................10
1.3. Методы и приемы рефлексии на уроках литературы…….................................13
Раздел 2. Практические рекомендации по использованию рефлексии на уроках литературы...........................................................……………………………................20
Вывод ..……………………………………………………..……………..…….............28
Список использованной литературы………………………………………….............29
Приложение 1 ..……………………………………………………..…………..............31
ВВЕДЕНИЕ
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы представляет собой одну из ключевых тем современного образования. Стремительное развитие информационных технологий, изменение педагогических тенденций и требований к школьной программе требует поиска эффективных методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является использование рефлексии в учебном процессе.
Актуальность исследования
В настоящее время в образовании наблюдается стремительное развитие цифровых технологий, что влечет за собой изменения в представлениях об эффективных методах обучения. Развитие критического мышления, самосознание и умение анализировать собственные действия становятся все более важными компетенциями для успешной жизни в современном мире. Рефлексия, как способ самоанализа и самоконтроля, позволяет учащимся осознавать процесс своего усвоения знаний, что способствует эффективной работе с учебным материалом.
Цель и задачи исследования
Цель данной работы заключается в изучении эффективности использования рефлексии на уроках литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты рефлексии как психологического явления.
2. Рассмотреть возможности применения рефлексивных методов на уроках литературы.
3. Провести практический анализ результатов использования рефлексии в учебном процессе.
Структура работы
Курсовая работа состоит из двух основных разделов. В первом разделе будет рассмотрено понятие рефлексии и ее значение в образовательном процессе. Во
втором разделе представлены практические рекомендации по использованию рефлексии на уроках литературы. В завершении работы будут сделаны выводы о роли рефлексии в активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы и предложены рекомендации по использованию данного метода в педагогической практике.
Объект исследования: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Предмет исследования: использование рефлексии в учебном процессе на уроках литературы.
Методы исследования: теоретический анализ понятия рефлексии, исследование возможностей применения рефлексивных методов на уроках литературы, а также практический анализ результатов использования рефлексии в учебном процессе.
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ
Рефлексия - это процесс критического осмысления и анализа собственного опыта, мыслей, чувств и действий. Она предполагает осознанное внимание к прошлым событиям, интерпретацию их с целью понимания их значения, а также выработку выводов для будущего действия. Рефлексия помогает человеку понять себя лучше, развить критическое мышление и лучше адаптироваться к окружающей среде.
Педагогическая рефлексия предполагает «взаимоотображение», взаимооценку участников педагогического процесса, «проникновение» педагога во внутренний мир ученика, выявление состояния развития обучаемых.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями.
Пониманию сущности и процедур осуществления педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. Рассмотрение структуры педагогической рефлексии считаем целесообразным вести с учетом структуры педагогического процесса, педагогического взаимодействия. Акцентируя внимание на том, что педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и обучаемых, правомерно, на наш взгляд, в структуре рефлексии выделить такие ее компоненты, как: рефлексия педагогом деятельности ученика; рефлексия педагогом своей деятельности; рефлексия педагогом педагогического взаимодействия; рефлексия обучаемыми своей деятельности; рефлексия обучаемыми деятельности педагога; рефлексия учеником имевшего место педагогического взаимодействия.
Педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом с целью создания условий для развития обучаемых. Это означает, что все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника собственной деятельности в педагогическом процессе. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность рефлексии деятельности педагога, рефлексии осуществленного взаимодействия.
Виды педагогической рефлексии.
Отсутствие единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает построение различных классификаций.
I. Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:
1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимания и согласованности действий в условиях совместной деятельности.
2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия.
3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.
4. Предметом интеллектуальной рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих разработку проблематики рефлексии в психологии. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.
II. Н.И.Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:
1. Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
2. Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
3. Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.
III. Отечественные ученые С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:
1. Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
2. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).
3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Формы рефлексии.
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени:
ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
Рефлексия играет критическую роль в образовательном процессе, поскольку она способствует более глубокому усвоению знаний, развитию аналитических навыков и самопонимания учащихся. В контексте образования, рефлексия помогает учащимся осознать свои сильные и слабые стороны, улучшить свои навыки и качества, развить критическое мышление и способность анализа.
1.2. РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Рефлексия является ключевым элементом, который способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы. Через рефлексию учащиеся могут не только читать произведения, но и глубже погружаться в текст, анализировать его содержание, выражать свои мысли и эмоции в отношении прочитанного. Активизация познавательной деятельности через рефлексию предполагает осознанное внимание к прочитанному материалу, задание себе вопросов, критическую оценку текста и переосмысление собственных взглядов.
Рефлексия на уроках литературы может стимулировать интерес и вовлеченность учащихся в учебный процесс. Она позволяет им лучше понять смысл произведений, идентифицировать ключевые темы и символику, развивать навыки анализа и критического мышления. Активизация познавательной деятельности через рефлексию помогает учащимся не просто «потреблять» литературу passively, но заниматься активным и глубоким погружением в текст, что в свою очередь способствует более полному и осмысленному усвоению учебного материала.
Н. И. Гуткина провела исследование «возникновения и изменения рефлексивных ожиданий в онтогенезе». Результаты исследования показывают, что в «качественном развитии рефлексивного анализа, лежащего в основе образования рефлексивных ожиданий», есть следующие возрастные изменения: в 9–12 лет дети рефлексируют свои поступки; с 12–13 лет объектом рефлексивного анализа становятся «исследования своего характера, особенностей собственной личности»; в 15–16 лет рефлексируются «особенности общения, черты характера, самокритичность уступает место принятию себя»
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что развитие рефлексивных умений возможно. Следует разобраться, какие условия, факторы и средства будут способствовать эффективному развитию рефлексивных умений.
Н.Г.Баженова отмечает, что к условиям развития рефлексивных умений относятся среда, которая включает в себя оснащение кабинетов, рекреаций. Так же это «организационные ресурсы, кадровая подготовка, материально-технические условия, и внутренние ресурсы ребенка: его социальная активность, ценности, ориентиры, потенциал».
Средствами развития рефлексивных умений на уроках литературы могут выступать наглядные материалы, художественные и научные тексты, задания и вопросы учителя, направленные на развитие коммуникативной и интеллектуальной рефлексии, видеоматериалы, вызывающие размышления и способствующие развитию личностных рефлексивных умений.
Выделяются три уровня рефлексивности соответственно сформированности у ребенка процесса самопознания. Показателями сформированности рефлексивных умений станут способность к самоопределению, умение давать адекватную оценку собственной деятельности, умение давать прогнозы своих перспектив и выявлять причины успеха/неуспеха.
Представляется эффективным развитие рефлексивных умений на уроках литературы через систему выполнения творческих заданий. Необходимость увеличения числа подобных заданий подтверждает в том числе современная задача развивать функциональную грамотность детей, которая невозможна без рефлексии учеником своей деятельности и мотивации выбора. Сегодня функциональная грамотность понимается как способность человека использовать знания и навыки для решения задач в разных сферах жизнедеятельности. Традиционно в функциональную грамотность входят: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Особую сложность вызывает анализ собственного выбора. Как раз рефлексия является важным элементом учебного процесса, который направлен на формирование важных практических умений, которые помогут при решении жизненных задач.
Таким образом, актуальность изучения проблемы развития рефлексивных умений в процессе учебной деятельности обусловлена запросом современного образования в обеспечении систематичного непрерывного развития ребенка, что находит отражение в требованиях ФГОС.
Активизировать рефлексивную деятельность обучающихся, побудить у них стремление к самоанализу, выявить перспективы личностного и профессионального саморазвития позволит выполнение творческих заданий. Модель развития рефлексивных умений в рамках дисциплины «Литература» предполагает систему творческих заданий. Примерами творческих заданий могут быть создание маршрутной карты, коллажа произведений древнерусской литературы, мудборда (доски настроения) героев художественных произведений, доски «детектива» по мотивам произведений.
Использование рефлексии на уроках литературы имеет ряд преимуществ:
Глубокое понимание литературных произведений. Рефлексия помогает учащимся обогатить свое понимание произведений, выявить скрытые смыслы и символику, а также лучше воспринимать авторское послание.
Развитие критического мышления и аналитических навыков. Через рефлексию воспитанники учатся критически анализировать тексты, формулировать аргументированные выводы и вступать в диалог с текстом.
Самопознание и личностное развитие. Рефлексия помогает учащимся лучше понять себя, свои мысли, чувства и отношения к миру, что способствует их личностному росту и развитию.
Стимуляция интереса и мотивации к учебе. Активизация познавательной деятельности через рефлексию может способствовать формированию позитивного отношения к учебному процессу, увеличить интерес к литературе и мотивацию к самообразованию.
Таким образом, использование рефлексии на уроках литературы открывает перед учащимися новые возможности для развития и понимания мира литературы, а также для совершенствования их когнитивных и эмоциональных способностей.
1.3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1.3.1. Индивидуальная рефлексия
Индивидуальная рефлексия - это метод, который позволяет учащимся глубже погрузиться в произведения литературы через анализ собственных мыслей, эмоций и реакций. Проведение индивидуальной рефлексии на уроках литературы может быть осуществлено при помощи следующих приемов:
Рефлексивные дневники. Ученики могут вести дневник, в котором отражают свои мысли, впечатления и анализ прочитанных текстов. Это помогает им структурировать свои мысли и стимулирует самопонимание.
Эссе и аналитические записи. Проведение анализа литературных произведений через написание эссе может помочь учащимся выразить свои взгляды и аргументировать свои мысли.
Индивидуальная рефлексия позволяет учащимся глубже погрузиться в тексты, развить аналитические и критические навыки и лучше понять себя в контексте литературных произведений.
1.3.2. Групповая рефлексия
Групповая рефлексия - это метод, при помощи которого учащиеся могут обмениваться мнениями, думать вместе и анализировать литературные произведения в коллективе. На уроках литературы групповая рефлексия может проводиться с помощью:
Групповых обсуждений. Учащиеся разделяют свои мысли и впечатления о текстах, обсуждают ключевые моменты произведений и делятся своими интерпретациями.
Работы в парах и малых группах. Учащиеся могут анализировать тексты вместе, обсуждать интересующие их вопросы и помогать друг другу в интерпретации произведений.
Групповая рефлексия способствует развитию навыков сотрудничества, общения и взаимопонимания среди учащихся, а также позволяет им увидеть разнообразные точки зрения на литературные тексты.
1.3.3. Рефлексия через диалог
Рефлексия через диалог - это метод, который позволяет учащимся обмениваться мнениями, идеями и анализировать произведения литературы в процессе диалога. На уроках литературы рефлексия через диалог может осуществляться через:
Дискуссии и дебаты. Учащиеся могут вступать в диалог, обсуждать контрверсиальные аспекты произведений, высказывать свои аргументы и защищать свою точку зрения.
Семинары. Организация семинаров позволяет учащимся активно участвовать в обсуждении текстов, создавать аналитические диалоги и развивать навыки аргументации.
Рефлексия через диалог способствует развитию коммуникативных навыков, а также углубляет понимание учащихся о литературных произведениях через взаимодействие и обмен мнениями.
Использование различных методов и приемов рефлексии на уроках литературы с учетом индивидуальных и групповых потребностей учащихся способствует более глубокому и осмысленному восприятию литературных текстов, а также развитию навыков анализа и саморефлексии.
Давайте рассмотрим, какие рефлексивные приёмы можно использовать учителю при анализе и интерпретации художественного произведения на уроках литературы.
На основе статьи И.В.Сосновской «Читательская рефлексия как условие понимания ценностных смыслов в художественном произведении» мы выделили рефлексивные приёмы, которые можно использовать при анализе и интерпретации художественного произведения.
Приём «аксиоматики» - толкование смысла слова-понятия через рефлексию.
Приём деформации текста - приём, заключающийся в пропуске или замене отдельных слов и выражений, изменении конструкции предложений.
Приём «достраивания» - приём привнесения чего-то нового.
Приём «жизненной правды» - это приём, основанный на сходстве опредмеченных в тексте переживаний с имеющимся в рефлективной реальности читателя опытом, что оптимизирует переживания, пробуждая рефлексию.
Приём идентификации - прием предполагает «вживание», перенесение в изучаемый объект, познание его изнутри, создание образных картин с целью актуализации представлений в сознании воспринимающего.
Приём постановки вопроса к герою - приём, при котором читатель задаёт вопросы герою, чтобы понять, что чувствует последний.
Приём построения гипотезы - это прием, опирающийся на предположительный характер. Гипотеза рождается в результате анализа фактического материала, на основе обобщения наблюдений.
Приём рефлективного мостика - это приём, характеризующийся переходом от средства текстопостроения к размышлениям над онтологическими (вечными) смыслами и картинами бытия.
Приём создания внутреннего диалога - это приём, заключающийся во внутреннем общении человека с самим собой. Существует также письменная форма рефлексии-эссе.
Учителю, будучи знакомым с рефлексивными приёмами, можно использовать их на уроке.
Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.
Процесс овладения навыками рефлексии важен, т.к. в ходе реализации задач урока происходит последовательное освоение следующих уровней: припоминание учеником выполненной деятельности; фиксация рассматриваемого содержания, его границ; выявление своих результатов и способов их получения; выявление имеющихся или возникающих противоречий; выявление причин и способов разрешения противоречий; вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени; эмоционально-образные способы рефлексии. Учащимся необходимо отметить три ключевых момента в уроке: Что? Как? Почему? (Организационно-целевой этап учебного занятия: «Что происходит в произведении»? Операционно-деятельностный этап: «Как это отражено?» Рефлексивный этап: «Почему это происходит?»)
Рефлексивная деятельность организуется не только в конце урока и не должна стать самоцелью педагога, данной работе надо учить воспитанников постепенно, применять в работе разнообразные приемы, соответствующие возрастным особенностям, теме урока, уровню подготовки отдельных учащихся и класса.
Исходя из такого подхода к формированию рефлексивной деятельности учащихся, на учебных занятиях по литературе в 5-6 классах для определения рефлексии настроения и эмоционального состояния часто применяю прием «Ассоциация». В 5 классе при изучении раздела «Лирические произведения» важно настроить обучающихся на лиризм и поэтичность стихотворений. Можно предложить слова для ассоциации: песня; природа. Ответы учащихся обобщаются для определения темы и постановки целей учебного занятия учащимися.
Тема «Писатели о детстве» помогает настроиться на формат общения посредством ассоциации с принесенной куклой (для чтения и изучения В.Г.Короленко «Дети подземелья»), географической картой (для чтения и обсуждения произведения А.П. Чехова «Мальчики»).
Задания становятся отправной точкой урока – поиском ответа на сформулированный таким образом вопрос.
Рефлексия, выполняя диагностическую функцию, помогает констатировать уровень развития литературного образования, сознания участников педагогического процесса и их взаимодействия, уровень эффективности литературно-педагогического взаимодействия, отдельных педагогических средств и условий процесса образования. Представленные приемы можно использовать при фронтальной рефлексии, возможно индивидуальное применение.
Изображения или голоса птиц (А.Я.Яшин «Орел», «Покормите птиц») в аудиоформатах позволяют слушать записи без потерь качества звучания и эмоционально готовят учащихся к восприятию литературного произведения. Это позволяет наладить межпредметные связи, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.
Так в 6 классе для определения эмоционального состояния к концу урока при изучении творчества А.С. Пушкина «Зимний вечер» предложите дать именно цветовые характеристики произведения. Дальнейшая работа может стать основой для сравнения тональности стихотворения «Зимнее утро». Это мажорное настроение активизирует учащихся на поиск контрастов, метафор, одухотворений – тех художественно-изобразительных средств, которые влияют на художественное воспитание учащихся.
При изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» можно предложить вопросы рефлексивного характера в начале урока: Куда может плыть парус? Что ожидает от путешествия? – и в середине урока: так куда плывет парус? Что несет с собой? Такое контрастное определение целей путешествия (свое и авторское видение) помогает определить уровень рефлексии содержания учебного материала. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.).
В 8–9 классах более глубокой становится содержательная рефлексия. Лучше всего учащиеся помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создаётся личный осмысленный контекст.
Учащимся 8–9 классов интересно создавать в ходе работы облако слов, состоящее из понятий, терминов, выявленных в ходе анализа литературного произведения. Этот прием можно оформить в виде различных силуэтов, что также отражает суть проблемы.
Рефлексия может быть фронтальной, индивидуальной, групповой. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Ещё более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя. Для содержательной рефлексии можно предложить эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критическое отношение к ней и на возможность дать окончательный ответ на проблему.
Определяя функции рефлексии в образовательном процессе, необходимо отметить, что это первостепенное условие оптимизации развития, саморазвития участников педагогического процесса. В процессе работы над темой были учтены такие функции рефлексии, как диагностическая – рефлексия констатирует уровень развития участников педагогического процесса и их взаимодействия, уровень эффективности этого взаимодействия, отдельных педагогических средств. Уроки литературы необходимо организовать таким образом, чтобы стимулировать рефлексию учащихся. Для осознания цели деятельности учащемуся необходимо ощутить эту потребность. Это происходит, когда ученик сталкивается с противоречием между имеющимися у него знаниями и тем, чего он еще не знает. В ходе работы на уроках литературы выявляются учащиеся, имеющие активную учебную и познавательную позицию, интересующиеся всем и даже чуть больше школьной программы.
Организаторская функция рефлексии заключается в целесообразности использования методов и приемов, организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и обучающегося. Педагог, являясь стратегом образовательного процесса, организует деятельность как отдельного ученика, так и классного коллектива в целом. При этом важной составляющей является образовательный уровень учащегося и определение для него оптимальных заданий.
Без коммуникативной функции рефлексии как важного условия общения педагога и учащегося был бы невозможен процесс литературного образования. Рефлексия выступает условием продуктивного общения субъектов педагогического процесса, побуждает к изменению во взаимодействии и деятельности
Смыслотворческая функция рефлексии обуславливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия. На уроках литературы целесообразно использование следующих приёмов рефлексии:
«Оценочное окно»; «Бортовой журнал»; «Оценочный лист»; рефлексивный лист; возвращение к эпиграфу; подбор поэтических строчек в качестве рефлексии.
Интересными и для учащихся 10 класса являются задания, предоставляющие возможность выбора: поместите себя на рисунке возле того героя, на которого вы хотели бы быть похожи; в какой семье вы хотели бы жить (прикрепить) – Ростовы - Болконские - Курагины?
Мотивационная функция рефлексии определяется в направленности, характере, результативности деятельности, взаимодействии учителя и учащихся. Для понимания идейного замысла произведения учащихся важно ставить перед рефлексивным вопросом: «Почему?» Именно при этом учащиеся активно познают действительность, отраженную в художественном воплощении. Понимание способа действия позволяет ученику обосновывать решение частных задач, сознательно осуществлять контроль и оценку собственной деятельности. После выполнения каждого задания учащиеся выявляют причины допущенных ошибок, соотносят результат выполнения задания с его целью. При подведении итога урока важна актуализация новых знаний, которые дети получили на этом занятии. Необходимо соотнесение учебной задачи и результатов урока.
Формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе активизации рефлексивной деятельности является основой формирования познавательной деятельности на уроках литературы, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Для успешного применения рефлексии на уроках литературы необходимо создать подходящие условия, которые способствуют развитию саморефлексии и самоанализа учащихся. Ниже приведены некоторые практические рекомендации:
Создание доверительной обстановки. Учащиеся должны чувствовать себя комфортно и уверенно для того, чтобы открыто выражать свои мысли и чувства.
Поддержка самопонимания. Поощряйте учащихся задумываться над своими мыслями, эмоциями и действиями, помогая им осознать свое внутреннее мироощущение.
Создание структурированных возможностей для рефлексии. Предоставляйте учащимся время и пространство для анализа и саморефлексии в рамках урока.
Создание подходящих условий для рефлексии позволит учащимся глубже понимать литературные произведения и развивать свои навыки анализа.
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
В ФГОС особое внимание уделяется рефлексии, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Существует множество классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учитель может изменять и комбинировать приемы, включать рефлексию в план урока.
По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая – когда учащийся самостоятельно выставляет оценку с помощью различных символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
Устная формирует умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Что на уроке показалось вам интересным?
Необычным? Что вызвало затруднения?
Какие предположения подтвердились?
Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Самая плохая новость, что…
Я понял…
Письменная – самая сложная, она занимает наибольшее количество времени. Последняя необходима на завершающем этапе изучения раздела учебного материла или большой темы.
Прием «Напиши письмо» (Письмо от лица Онегина, страничка из дневника Раскольникова).
«Составление телеграммы» Учит подбирать важную информацию из прочитанного в сжатом, лаконичном виде. Например: «Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева!» (телеграмма Маргариты с бала Сатаны). « Лежу в поле. Надо мной голубое небо. Думаю о жизни» (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
Синквейн – эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.
М.Горький «На дне» Сатин.
Умный, дерзкий.
Играет, спорит, думает.
Не герой дела, а герой слова.
Правдолюбец.
А. Платонов «Котлован» Котлован.
Глубокий, черный.
Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий дом – рыть могилу.
Бездна.
А. Островский «Гроза» Гроза
Страшная, ужасная
Губит, уничтожает, разрушает
В душе борьба светлого и грешного
Суд божий.
Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Например: Ленский, Онегин.
Романтичный, влюбленный
Сочиняет, любит, ревнует
От делать нечего друзья.
Скучает, играет, ищет.
Эгоистичный, разочарованный
По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
Прием «Письмо по кругу».
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь, ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради предаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
По цели:
Эмоциональная. Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем. Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3–4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексия деятельности. Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
«Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1–2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Графическая: на доске таблица со знаками
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Анкета «Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
Акрослово
Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":
В – всесильный
О – олицетворяет справедливость
Л – луна, черный пудель и "чертовщина"
А – антипод Иешуа
Н – не абсолютное зло
Д – дьявол
Фразеологизм или пословица
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Таким образом, рефлексия является одним из немаловажных этапов урока. Ведь если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Организация рефлексивных заданий и упражнений
Организация разнообразных рефлексивных заданий и упражнений поможет учащимся развить навыки анализа и самооценки в контексте учебного материала. Ниже представлены некоторые примеры заданий:
Анализ персонажей. Попросите учащихся анализировать характеры героев литературного произведения, их мотивы и поступки.
Интерпретация цитат. Предложите учащимся выбрать цитату из произведения и анализировать ее значение и роль в контексте текста.
Сравнительный анализ. Попросите учащихся сравнить и проанализировать два произведения или персонажа из разных литературных произведений.
Разнообразие рефлексивных заданий и упражнений поможет учащимся развивать свои аналитические навыки и критическое мышление.
Оценка и коррекция рефлексивной деятельности
Для эффективного использования рефлексии на уроках литературы важно проводить оценку и коррекцию рефлексивной деятельности учащихся. Некоторые подходы к оценке и коррекции включают в себя:
Обратная связь. Предоставляйте учащимся конструктивную обратную связь о их рефлексивных заданиях, выделите сильные стороны и возможные области для улучшения.
Использование рубрик и критериев оценки. Для более объективной оценки рефлексивной деятельности учащихся разработайте рубрики и критерии оценки.
Индивидуализация подхода к каждому ученику. Учитывайте индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося при оценке и коррекции его рефлексивной работы.
Оценка и коррекция рефлексивной деятельности позволят учителям и учащимся осознать достигнутый прогресс и постоянно совершенствовать навыки анализа и самооценки на уроках литературы.
Использование этих практических рекомендаций поможет учителям создать эффективную систему рефлексии на уроках литературы, способствующую развитию критического мышления, аналитических навыков и саморефлексии учащихся.
На уроках литературы в 5-11 классах применение приемов рефлексии может быть очень полезным для развития понимания и анализа литературных произведений. Вот несколько примеров использования приемов рефлексии на уроках литературы:
Обсуждение тем и идей. Учитель может провести дебаты или круглый стол, где учащиеся высказывают свое мнение о ключевых темах и идеях произведения, обсуждают их с другими учениками и обосновывают свою точку зрения с использованием текстовых примеров.
Рецензирование. Ученики могут написать рецензии на прочитанные произведения, выражая свое мнение о них, обосновывая свою позицию и предлагая аргументы в поддержку своего мнения.
Сравнение произведений. Ученики могут сравнивать различные произведения одного автора или разных авторов по схожим темам, стилям, символике и другим аспектам, что поможет им лучше понять литературные тенденции и особенности разных эпох.
Творческие задания. Ученикам могут быть даны творческие задания, такие как написание продолжения произведения, переписывание концовки, создание альтернативной концепции истории или превращение произведения в сценарий для спектакля.
Один из примеров литературного произведения, которое часто изучается в школе и может быть использовано для проведения дебатов или круглого стола, – это «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Можно обсуждать различные темы и идеи, затронутые в этом романе, такие как моральные дилеммы, вопросы наказания и прощения, психологические аспекты преступления и многие другие. Например, можно обсудить вопрос оправданности поступков главного героя, Родиона Раскольникова, который совершил преступление во имя своей философской идеи. Учащиеся могут высказывать свои точки зрения на его поступки, дебатировать о том, были ли они оправданы, и приводить аргументы из текста для поддержки своего мнения.
Такие дискуссии позволяют учащимся развивать аналитическое мышление, умение аргументировать свою позицию и понимать разные точки зрения на обсуждаемые темы.
ВЫВОД
В результате исследования было установлено, что рефлексия играет ключевую роль в активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы. Результаты анализа показали, что использование рефлексивных методов обучения способствует углублению понимания литературных произведений, развитию критического мышления и расширению эмоционально-нравственного восприятия текста.
Одним из основных выводов работы является то, что проведение рефлексивных упражнений и дискуссий на уроках литературы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельного анализа и интерпретации текста. Учащиеся становятся способными к обоснованной критике литературных произведений, выявлению смысловых мотивов и анализу художественных приемов.
Кроме того, исследование позволило выявить, что рефлексия способствует повышению мотивации учащихся к изучению литературы, так как активная работа с текстом, обмен мнениями и формулирование собственных выводов придают урокам более интеллектуальный и интересный характер. Это ведет к улучшению успеваемости и академических результатов обучающихся.
Таким образом, рефлексия играет важную роль в повышении эффективности образовательного процесса на уроках литературы. Использование рефлексивных методов обучения позволяет не только углубить понимание литературных произведений, но и развить критическое и творческое мышление учащихся, что в свою очередь способствует формированию грамотной литературной культуры и развитию личности в целом.
Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, М. А. Методика преподавания литературы.
Практикум :
учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2022. — 98 с.
Барбер
М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших систем школьного образования мира / М.
Барбер
, М.
Муршед
. // Вопросы образования. – 2008. – № 3, – С. 7-60.
Беляева, Е.К. Формирование литературной грамотности учащихся через интерактивные методы обучения. // Исследования в области образования. — 2021.
Болатова
, О. С. Искусство современного урока Текст. / О.С. Булатова. М.: Академия, 2006. - 356 с.
Глушкова О.В. «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы». Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы:
сб.ст
. по материалам
межрегион
. науч.-
практ.конф
. /
редкол
.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008.
Иванова, Е.М. Развитие рефлексивной компетентности учителя: теория и практика. // Вестник педагогического университета. — 2019.
Ильин, А.Г. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов
высш
. учеб. заведений / А.Г. Ильин. —
Москва :
Экзамен, 2021. — 384 с.
Казанцева, А.С. Рефлексивные технологии в преподавании литературы: опыт и перспективы. // Методика преподавания литературы. — 2020.
Кульневич
С.В.,
Лакоценина
Т.П. «Анализ современного урока». Практическое
пособие.-
Издательство «Учитель»,
Ростов
-на-Дону, 2003.-224 с.
Лебедева, Н.Н. Современные методы преподавания литературы: от теории к практике. // Педагогика и методика преподавания. — 2020.
Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у
детей./
/ Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 2007.
Попова, О.И. Применение интерактивных методов обучения на уроках литературы. // Инновационные технологии в образовании. — 2019.
Смирнов, В.А. Рефлексивные стратегии в образовательной деятельности учителя литературы. // Педагогика современного образования. — 2021.
Смирнова, Н.П. Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы через методику дискуссии. // Современные тенденции в образовании. — 2019.
Соколова Н.А. Развитие познавательной активности обучающихся при помощи рефлексии на уроках литературы. // Методика преподавания литературы. — 2018.
Фролова В.И. Практические аспекты использования рефлексии на уроках литературы. // Педагогика и психология. — 2016.
Хуторской, А. В. Развитие одар
ё
нности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. —
М. :
ВЛАДОС, 2000. — 300 с.
Шмелева Е.С. Роль рефлексии в формировании познавательной мотивации учащихся в процессе изучения литературы. // Современное образование. — 2020.
Приложение 1
Приёмы рефлексии содержания учебного материала.
1. «Яблочко». Детям предлагается закрасить то яблочко, которое
соответствует количеству понятого ими нового материала на уроке.
2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» – записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» – «интересно» – учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс
Минус
Интересно
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
3. "Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы. Методика работы схожа с приемом «Приобретаем опыт».
Например:
А) Запишите 2-3 пункта, отражающих опыт, приобретенный вами, когда познакомились с этой книгой (на примере любого произведения).
Б) Сформулируйте и запишите уроки, которые мы извлекаем из сказки- притчи Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
1) Нужно стараться понимать взрослых;
2) Смотреть следует е на человека, а внутрь его;
3) Мы отвечаем за тех, кого любим, о ком заботимся;
4) Нужно стараться наводить порядок вокруг себя;
5) Человек должен приносить пользу.
4. Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Как вы это можете применить в жизни?
Что вам удалось сегодня на уроке лучше всего?
Чем для вас была интересна тема?
Над чем заставил задуматься урок?
5. «Кораблик» - Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.
6.«Лист самооценки»
Узнал что-то новое Научился
Расстроился Я Получил радость
Удивился Ничего не понял
7. «Незаконченное предложение»
Учитель пишет начало предложений на доске (или выводит на мультимедийную доску). Учащиеся строят короткое высказывание (2-3 предложения), чтобы закончить мысль.
Например:
- Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» вызвала у меня чувство…
- Главный герой киевского цикла былин Илья Муромец – это человек…
- Когда я читаю повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», я представляю…, думаю о…
М.Е Салтыков-Щедрин и его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» преподали сегодня нам урок…
- Если бы я мог поговорить с мужиком, я бы ему сказал, что…
-Я уверен(а), что рассказ А.П. Чехов «Хамелеон» актуален и сегодня, так как….
- Я понял(а), что былина «
Вольга
и Микула
Селянинович
»…
- Мне хотелось бы сказать о Микуле Селяниновиче…
8. «Микрофон»
Принцип работы этого приема схож с «Незаконченным предложением». Ученику дается микрофон и предлагается закончить предложение. Эта работа актуальна и на этапе мотивации учебной деятельности.
9. Прием «чистой доски»
Вопросы, написанные на доске во время этапа «Актуализация знаний», еще раз оговариваются, учащиеся отвечают на них и в случае правильных ответов стирают с доски по очереди.
Например:
К теме урока «Н.С. Лесков. Сказ как форма повествования. Сказ «Левша» на этапе актуализации знаний формулируются и записываются на доске следующие вопросы:
- Кто такой сказитель?
- Кто из русских писателей использовал форму произведения «сказ»?
- Какие сказы вы знаете?
10. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания
Отметка
11. «Синквейн».
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Например:
Рассказ Текст
Необычный, острый Красивый, стройный
Волнует, тревожит, потрясает Соединяет, отражает, получается
Нарушает плавное течение сюжета Содержит тему и основную цель
Драма Речевое высказывание
Синквейны о героях поэмы «Полтавский бой»
ПетрI Карл XII
Прекрасный, быстрый Бледный, смущенный
Приветствует, мчится, радуется Несут, задумался, не двигается
Прекрасен, его приветствуют полки Карла несут, его взор смущенный
Победа Поражение
12. «Кластер». Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.