«Рефлексия в процессе коррекционного занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
В коррекционной школе быть педагогом очень нелегко, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы. От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.
В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с нарушением интеллекта на педагога возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок. Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя».
Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
При выборе видов и приёмов проведения рефлексии необходимо учитывать возраст обучающихся и их потенциальные возможности, вид занятия, тему, целесообразность проведения выбранного приёма на определённом этапе занятия. Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. Например, рефлексию положительного настроения можно проводить в начале занятия. Это позволит вам наладить эмоциональный контакт с учениками. Например, «Смайлик с улыбкой» – у меня хорошее настроение, «грустный» – плохое. Можно проводить и в конце урока, что так же определяет эмоциональный фон в классе. Также она может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.
При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
В заключение мне хотелось бы рассказать одну притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Упражнение: «Аплодисменты».
Цель: поднять настроение и на позитиве завершить свое выступление в эмоциональном плане.. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей группы.Затем этот участник выбирает из группы следующего кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Метод «Солнышко и дождик» (Толмачева Е.П.)
Цель: подвести итоги, рефлексию.
Материалы: солнышко и лучи желтого цвета, тучка и капли синего цвета, фломастеры.
Проведение: На желтых лучах написать положительные моменты встречи «Что удалось?». На синих каплях – «Что не получилось», какие были упущения, как со стороны ведущего, так и со стороны участников.