Рекомендации учителя - дефектолога по подготовке к школе детей с ЗПР

Рекомендации по подготовке к школе детей с ЗПР

1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребенка, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики; если будешь капризничать, я не буду читать тебе эту книжку);

2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. В день можно заниматься по полчаса, через каждые 10 минут делайте разминки, пальчиковую гимнастику;

3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина, не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий (сделал все задания – теперь можно на компьютере поиграть); чтобы ребенок проще выполнял ваши просьбы, можете приготовить для него разноцветные карточки с символом какого-то действия (например, попросите ребёнка не кричать и покажите зелёную карточку с нарисованным листочком, которая будет означать потребность в тишине – скажите ребёнку«а давай послушаем тишину» и т. д.);

4. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребенок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (до получаса, т. к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Во время занятия избегайте посторонних шумов. Ограничьте просмотр телевизора – максимум 40 минут в день;

5. Прививайте ребенку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т. д. ; следите за выполнением этих правил, не пускайте всё на самотёк);

6. Проявляйте настойчивость – чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, нужно установить с ним контакт глаз и убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал;

7. Личный пример. Если вы учите ребёнка не переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно нарушаете, то это правило не отложится в его голове, т. к. ребёнок копирует ваше поведение;

8. Учите ребенка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т. п. ;

9. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;

10. Чтобы ребенок научился чему-то, необходимо учитывать зону его ближайшего развития – выполняя задание, сначала проговорите его, убедитесь, что ребенок вас услышал, если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нём уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребёнок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке);

11. Учите ребенка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность, не отмахивайтесь от него. Известнейшие педагоги нашей страны утверждали, что потребность «быть хорошим» формируется только у тех детей, которых взрослые считают хорошими. Лишь успех формирует достаточную веру ребенка в себя;

12. Когда ребенок начнет учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки – учеба должна стать для него интересной в первую очередь сама по себе, а не из-за оценок;

13. По завершении задания, попросите ребенка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться);