Родительское собрание.

5 - 6 - 7 классы

Возраст трудный для взрослых и критический для подростков, или

Социально-психологические особенности современной молодёжи.

Как прекрасен этот мир!.. Если все здоровы, все вместе, на душе легко.

Как ужасен этот мир!.. Если в него стучатся проблемы, особенно детские. Спрятаться от них невозможно. И отложить невозможно. Потому что мы родители. Путь один: что-то делать. Но чтобы принимать решения, необходимо знать ситуацию.

Дети 5 – 7 классов – это младшие подростки. По словам Б.Ц. Бадмаева, “подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям – учителям, но и всей воспитательно–образовательной и правоохранительной системе. И у медицины тут есть проблемы, связанные с нервно-психическими расстройствами подростков, наркоманией, сексуальными отношениями и т.д.”.

Современный мир накладывает свои отпечатки на современного подростка. Проблемы, возникающие в процессе социализации молодых людей, можно разделить на две группы:

- социальные: определение роли и места в современном обществе, формирование ценностных ориентаций, получение образования, политические ориентации,

- психологические: поиск смысла жизни, профессиональное самоопределение, любовь, создание семьи, взаимоотношения, здоровье.

Задача социума – минимизировать негативные последствия социальных и психологических проблем, связанных с социализацией молодых людей.

Интересные толкования дают молодёжи разные социологи. К. Манхейм называет молодёжь «своего рода резервом». По мнению В.Т. Лисовского, это поколение Z с возрастными родителями из поколения X и молодыми - из поколения Y. То, что родители, последние, называли «технологиями будущего», для них - настоящее. Современное цифровое поколение живёт в другом мире: они больше общаются с компьютерами, чем с родителями, их взгляды формирует всемирная сеть.

Этот виртуальный способ коммуникации с окружающим миром обуславливает психологические особенности современных детей:

- увеличивается коммуникативная дистанция между родителями и детьми, падает авторитет родителей,

- массовая коммуникация разрушает внутреннее пространство, количество информации увеличивается, а её осмысление становится меньше, что приводит к доминированию виртуальных моделей общения,

- человек становится менее общительным, изолируется от других, отрывается от жизни - им легче манипулировать,

- дефицит внимания и гиперактивность. Недостаток эмоциональных контактов в семье и излишек информации нарушают нервную систему.

- Гиперактивный социум, в котором люди отличаются потребностью в новизне, поиском ощущений, меньшей терпеливостью, приводит к «клиповому мышлению» - особенности человека воспринимать мир через короткие яркие образы. Мышление ориентировано на усваивание информации малыми порциями.

Э. Тоффлер представил термин «клиповая культура» как принципиально новое явление культуры будущего. К. Фрумкин выделяет предпосылки появления клипового мышления:

- развитие современных технологий и увеличение информационного потока,

- необходимость принимать больший объём информации,

- многозадачность,

- ускорение ритма жизни,

- рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Человек не в силах длительное время концентрироваться на чём-либо, снижается способность к анализу из-за того, что информация не задерживается, быстро сменяется новой.

Особенность молодёжи и в склонности к аутизации как способу отречения от взаимодействия с миром людей, отгораживания от мира. Индивид ориентируется лишь на собственные искажённые критерии оценки событий. Люди погружены в себя, в виртуальный мир и фантазии, они – интроверты. Психологический диагноз – интровертированный индивидуализм.

(Интроверт – это человек, который не любит шумиху и публичность в любом ее проявлении; интроверт подпитывается энергией одиночества и теряет её в стимулирующих средах, таких как различные социальные события. Локус внимания интроверта направлен внутрь себя.)

Молодёжь не воспринимает жизненный опыт родителей. Происходит размывание жизненных принципов в силу быстрого изменения жизни. Считая взгляды родителей устаревшими, молодёжь возлагает на них моральную ответственность за собственные трудности. За этим кроются инфантильные ожидания.

Важным аспектом современности является размывание роли традиционной семьи. Семья как институт социализации исчезает.

Налицо интеллектуально-культурное расслоение:

- есть те, кто заинтересован в знаниях, но для большинства культура, образование обесцениваются. Молодёжь подвержена манипулятивному влиянию и зависима от всемирной паутины. Меньшая часть стремится к индивидуализации, самобытности, самореализации. К тому, что требует длительного труда.

- подросток вынужден выбирать между безграничной свободой и традиционной семьёй. Уже не исключением стали признания подростков: «У меня никогда не будет семьи!» (нет желания работать на кого-то).

Что же делать нам, взрослым?! Современный школьник живёт в мире, в котором не жили ни его родители, ни его учителя. Вопросы , которые ставит жизнь при воспитании такого подростка, порой не имеют готовых ответов. Но у нас, в отличие от детей, есть опыт прожитых лет, житейская мудрость. Всё это помогает определить основные направления решения подростковых проблем.

Сохранение института семьи. Необходимо повышать авторитет родителей. В 5 – 7 классах дети ищу

т понимания в среде сверстников, меньше доверяют родителям.

Это нормально.

Задача родителей – создать условия для эффективного общения ребёнка, его развития

при этом оставаясь рядом, заражая своим примером.

Огромное значение взрослые должны уделять занятости детей в свободное время. Детям необходимо искать себя не на улице, а рядом с авторитетным человеком. Не надо бояться разной деятельности, надо бояться однообразного безделья. Первые ведут к общению в кружках, секциях, познанию себя. Вторые - к увлечению вредными привычками, сомнительными компаниями.

Тесное сотрудничество семьи и школы. Главное в этом союзе – единство требований. Не прячьтесь от проблем. Прятать голову в песок – это не для нас. Не спешите принимать сторону ребёнка, не разобравшись в ситуации. Школа и семья – понятия родственные.

Ограничение использования различных компьютерных средств без необходимости.

Ребёнок за компьютером – это не всегда умный ребёнок.

Таким образом, родитель в современном мире – это контролёр, друг в любой ситуации, источник тепла и поддержки, учитель и педагог. Он учит и воспитывает, т.е. питает своего ребёнка. Чем?..

Хотелось бы счастьем…

А счастья на базаре не купить,

Но если мы научимся делиться
Тем самым счастьем и любовь дарить,
То всё плохое просто испарится…

…………………

И пока в доме детский смех,

И от проблем детей нам никуда не деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

Использованы материалы А.М. Езиев, Д.Х. Накохова, М.Д. Напсо.

«Педагогика» №10, 2018.