* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text 3 {font-size: 8pt;} .Основной текст 3 Знак {font-size: 8pt;} .Без интервала Знак {font-family: 'Calibri';} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Филинова Елена Александровна педагог-психолог ГБОУ Школа 1741.

«Роль арт-терапии в гармонизации и социальной адаптации детей

с ОВЗ в младшем школьном возрасте».

В настоящий момент современная социальная ситуация развития детей носит кризисный характер, способствующий проявлению негативных изменений личности ребенка: нарушения его соматического, психического и психологического здоровья. Все чаще приходится использовать термины «эмоциональная неадекватность», «эмоционально-волевая незрелость».

Искажение эмоционального развития сказывается на поведении, на умении его регулировать, что в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной жизнедеятельности, социальной адаптации детей, гармонизации внутреннего состояния ребенка.

Таким образом, становится очевидной необходимость в коррекции эмоциональной и волевой сферы детей. Для этих целей наиболее эффективным методом признан метод арт-терапии, а именно одно из направлений этого метода – сказкотерапия.

Изучение сказок начинается с 17 века. Одним из первых ученых, увидевших в сказках ценность отражения истории и быта русского народа, был историк Василий Никитич Татищев. Интерес к сказкам проявили и многие писатели 18 и 19 вв., которые видели в них отражение души русского народа. Психология также проявляла интерес к изучению сказок. К ним обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: немецкий философ, психолог Эрик Фромм, американский психолог Эрик Берн, итальянский онтопсихолог Антонио Менегетти. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Льва Семеновича Выготского, Дмитрия Борисовича Эльконина, терапия историями Ховарда Гарднера, идеи Карла Юнга, швейцарский психоаналитика Марии Луизы фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Носсрата Пезешкиана, работы русского фольклориста Владимира Яковлевича  Проппа, идеи основательницы института сказкотерапии в СПБ Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, авторская сказка Андрея Владимировича Гнездилова, методические рекомендации Олега Евгеньевича и Ольги Владимировной Хухлаевых и др.

Сказкаэто один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного человека, который был бы равнодушен к сказке. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные способы выхода из затруднительных положений. 

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Самое главное, сказки могут что называется сублимировать, направить энергию ребенка, тем более ребенка с ОВЗ, в правильное русло - русло самопознания и безграничного творчества. (То есть реализовать одну из главных потребностей человека, включенного в систему социальных отношений – потребность в самоактуализации).

Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей практически всегда

осуществляется двумя путями:

-Преодоление негативных качеств формирующегося характера,

предупреждение и устранение аффективных проявлений, эмоциональных расстройств (страх, тревожность, агрессивность)

отклонений в поведении;

-Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения (способность сконцентрироваться на целенаправленной деятельности);

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Для нас важно установить на каком этапе развития находится ребенок, и начать психокоррекцию с этого момента.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. До этого момента средством общения остаются эмоциональные проявления ребенка, через которые ребенок сообщает окружающему миру о своих потребностях, желаниях, мотивах.

Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля. Поведение ребенка становится волевым, когда в ситуацию привносится смысл, значимый для ребенка (личностный смыл). Воля теснейшим образом связана с произвольностью – это способность подчиняться правилам, инструкциям, нормативам, образцам. Вместе с тем очень важно, чтобы эти образцы и нормативы стали моментами подлинной произвольности, они должны стать внутренними правилами ребенка. Ребенок должен осознать себя в своей деятельности. Волевое развитие предстает как освобождение от внешних зависимостей, а сама воля – как функция, привносящая в ситуацию смысл.

Начиная с дошкольного возраста (с 3-4 лет) развитие воли является магистральной линией развития. Согласно культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского, младший дошкольный возраст – дети как бы растворены во взрослом, полностью не отделяют себя от него, поэтому они не перестраивают свое поведение согласно инструкциям. Они как правила не понимают поставленную перед ними задачу (например, улыбаются взрослому – и ничего не делают или просто занимаются понравившимся им делом. На этом этапе основная задача обучения (развития, коррекции) воли - научить ребенка выделять себя из окружающей жизни и осознавать себя как отдельность. Далее ему необходимо помочь повернуться ко взрослому, обратить внимание на его действия и позицию, попросить у него помощи (сначала смысл ситуации задается взрослым, и ребенок идентифицирует себя со взрослым).

В среднем дошкольном возрасте дети уже четко отделяют себя от взрослого, и в чем-то намеренно противопоставляют себя ему, всячески пытаются подчеркнуть разное положение. Именно это приводит в данном возрасте к резкому увеличению числа детей с волевым поведением. Дети научаются идентифицироваться со взрослым, противопоставлять свою позицию и позицию взрослого и, наконец, самостоятельно выполнять предложенную деятельность, находя ее смысл с учетом логики и содержания предметных отношений.

Дети старшего дошкольного возраста уже не только не ориентированы на взрослого, а уже взрослый мешает проявить произвольность. В этом возрасте дети ориентируются на логику предметной ситуации, а не на инструкции взрослого, учатся подчинять свое поведение смыслу ситуации. Быть одновременно в двух и более позициях, чувствовать себя субъектом собственной деятельности (источником деятельности, ее исполнителем, и контролером). Только при этих условиях ребенок может не только выявить для себя смысл ситуации, но и подчинить ему свое поведение.

К 6-7 годам возникает, согласно М.И. Лисиной, внеситуативное общение со взрослым, характерной чертой которой является произвольность. Дети научились строить сознательные отношения со взрослыми «на равных».

Таким образом, становление произвольности поведения в дошкольном возрасте идет от «до-ситуативной» свободы малышей, к появлению преград и приложению усилий к обретению в старшем дошкольном возрасте «надситуативной» свободы.

То есть психологическим механизмом становления произвольности является постепенное «оволивание» поведения – последовательное проникновение в поведение детей воли через применение ребенком усилий к обретению свободы в действии. Согласно имеющимся в психологии данным, волевое поведение возникает в том случае, если субъект сталкивается с личностно значимой для него проблемой, задачей, противоречием.

Это является существенным отличием волевого поведения от произвольного. Волевое действие личностно значимо, и в нем ребенок проявляется как целостная личность, тогда как в произвольном поведении он может быть относительно «Частичен», так как использует при этом только необходимое для решения стоящей перед ним задачи способности.

В целом развитие волевого поведения оказалось согласованным с постепенным отходом ребенка от узко эгоцентрической позиции ( ребенок не может овладеть ситуацией, если он не будет одновременно, например в позиции ловящего мяч и бросающего мяч), к учету позиции взрослого и возможности находится сразу в двух этих позициях, а затем к надситуативной позиции, отличающей произвольное поведение.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым. Это напрямую касается важного личностного новообразования – самооценки. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку. Вторым важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения. Параллельно с волевой мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. В качестве стимулов деятельности выступают те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции.

Таким образом, Условия сформированности эмоционально-волевой сферы:

- Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками

-Эмоции-волевые качества ребенка формируются в эмоционально-насыщенной деятельности. Одной из такой деятельностью является инсценировка сказки.

При коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы методом сказкотерапии, можно решить ряд основных задач:

-стабилизация психических процессов;

-развитие самопознания ребенка;

-повысить осознанное восприятие ребенком своих эмоциональных проявлений;

-формирование способности к эмоциональной саморегуляции;

- развить социально-личностную компетентность;

-развить навыки социального поведения и чувства принадлежности к группе.

И тем самым обеспечить всестороннего гармоничного развития его личности и успешную социальную адаптацию.