* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h2 {font-size: 13pt; color: #4472C4; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4472C4; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств 1

Выполнила:

Кутовых Любовь Эдуардовна

Преподаватель

Роль хореографического искусства в социализации детей

и подростков

Социализация – это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, так как это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.

Социализация включает в себя:

Усвоение индивидом системы духовных психических и физических идеалов.

Формирование духовных, психических и физических ценностей, основанных на этих идеалах.

Формирование духовных, психических и физических потребностей, основанных на этих идеалах и ценностях.

Формирование отношений индивида к социальной и физической среде.

Формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, программ поведения индивида, соответствующих указанным усвоенным и сформированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям.

Формированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям

Обучение искусству в объединениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности является важным шагом социализации в жизни школьника. Российская педагогическая система проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание и на всю жизнь приобрело «чувство прекрасного».

Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным.

Искусство не может оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у учащихся понимание красоты, утонченность и обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Социализация любого образовательного процесса опирается на образовательно-воспитательные функции педагогики искусства.

Сложно переоценить их роль в становлении человека, который должен стать полноценным членом общества, культурной личностью. Уровень культуры определяется приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей. Одним из факторов успешной социализации является комплексное образовательное пространство. С точки зрения педагогики искусства оно определяется как коллективно-культурные, нравственно-этические, художественно-эстетические и духовные условия существования и деятельности, оказывающие решающее воздействие на формирование и развитие личности.

Дополнительное образование – это ключевое звено в системе внеурочной работы, так как именно здесь имеются наиболее оптимальные возможности

Социализация в дополнительном образовании направлена на социальную подготовку детей и отражает многообразие направлений предметно-практических занятий, связанных с правом выбора.

Воспитание искусством дает духовно-нравственное развитие личности, укрепляет социальную солидарность, толерантность, доверие к согражданам, обществу, государству.

Именно в объединениях дополнительного образования сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося: это воспитание гражданина и патриота, способного к эстетическому самоопределению, раскрытие талантов молодых россиян, реализация творческих способностей, подготовка к жизни в многонациональном государстве, которое имеет культурное, этническое и религиозное многообразие.

Хореография, будучи синтетическим искусством, соединяет в себе пластику, гимнастику, музыку, актерское мастерство и, несомненно, влияет на развитие художественного вкуса, воспитание ребенка, а также удовлетворяет необходимые потребности в движении.

Занятия направлены на оздоровление и общее физическое развитие детей, улучшение и коррекцию физических качеств, воспитание актерских навыков, освоение танцевальных стилей. Они дают детям опыт взаимодействия с окружающим миром, творческую самореализацию, помогают понять общечеловеческие ценности и национальные особенности, обеспечивают совместное продуцирование художественных ценностей. Это достигается следующими средствами: изучением танцев народов мира и народного костюма, освоением современных стилей танца, совместными выступлениями на конкурсах и фестивалях, посещениями концертов. Правильно организованная танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач психофизического развития и проблем социализации детей, благотворно влияет на формирование коллектива, воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям. Танец развивает уверенность и самоуважение, улучшает восприимчивость, понимание, способность к оценке других. Также ставится задача формирования высокого эстетического вкуса детей и укрепления их физического состояния. Занятия танцами является эффективным средством организации досуга детей и подростков. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Давая определение содержанию, будь то, музыкальная пьеса, живописная картина, стихотворение, танец и т.д., школьник неизбежно ассоциирует все с кругом человеческих эмоций, в частности тех, что были осознаны им самим. Происходит очень важное в художественном воспитании постижение: установление ассоциативных соотношений музыкальных, живописных, поэтических, танцевальных, театральных явлений с собственным социальным жизненным опытом.

Таким образом, обучение в объединениях дополнительного образования – это процесс социализации ребёнка, который определяется общением со сверстниками, педагогами, родителями. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации, мотивации на познание, обретает индивидуальность, добивается признания, чувствует себя социально значимым. Именно в самых разнообразных видах деятельности и занятиях искусством человек может творчески раскрыть в себе те социальные качества, которые он приобрел в процессах своей социализации