Роль информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов.
М.Ю.Нацвалова, преподаватель СПО ННГУ им.Н.И.Лобачевского, г.Нижний Новгород
Важнейшая цель современной высшей школы - дать личности на любом уровне вузовского образования не только общую и профессиональную подготовку, но и необходимую базу для самообразования, развить способность активно использовать знания для возникающих реальных научных и производственных проблем. Реализация этой цели предполагает, что в современной высшей школе учебный процесс должен приобрести характер самостоятельного и управляемого труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем с использованием новейших методов и средств обучения.
Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. Это требует переориентации самостоятельной работы обучаемого с традиционной – простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности – на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. Это требует более эффективного проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов. Нужно искать такие формы и способы обучения, которые позволяли бы студентам усваивать в отведенное на изучение дисциплины время необходимый объем знаний и умений. Должна измениться и роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С традиционной контролирующей функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т. д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т. п. Управляя внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности – целевых и волевых установок, рефлексии, прояснения ценностей (1).Важно показать студентам, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.
Ключевую роль при организации самостоятельной работы студентов играют современные информационно-коммуникационные технологии, которые открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Внедрение современных информационных технологий дает возможность повысить качество обучения, обеспечить уровень мотивации студентов, эффективнее организовать самостоятельную работу, использовать индивидуальный подход в обучении [1, С.45].
Возрастание роли информационных технологий в профессиональной подготовке современного специалиста, как в области естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, способствует росту интереса студентов к информационным технологиям и различным аспектам их применения. Появляется возможность использования средств информационных технологий для решения широкого круга исследовательских, учебных и вне учебных задач.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно увеличить объем усваиваемой информации благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Приоритет развивающей функции обучения предусматривает перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения студентам, на формирование умений использовать информацию. Экономия времени за счет сокращения вычислительных операций также позволяет получать больший объем информации, расширить круг задач, включая в процесс обучения и задачи профессиональной направленности. Возможность оперативного получения информации при помощи работы с информационными технологиями, своевременной коррекции учебных действий стимулирует у студентов развитие умений и навыков самостоятельной работы. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.
Информационно-коммуникационные технологии соединяют в себе ряд традиционных технических средств обучения, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности, и позволяют, например, моделировать ситуации сравнения, аналогии, т.е. преобразует наглядность, делает ее качественно иной. Это активизирует познавательный процесс студентов, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-обзорное), повышает результативность учебного процесса. Использование новейших информационных технологий позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. В этих условиях на первый план при подготовке специалистов выходит направляемая работа по самообучению. Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред, целостное взаимосвязанное функционирование всех процессов познания и управления им. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.
Решение этих непростых задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагогов к работе в новом информационном пространстве, прогрессивность их взглядов являются необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения.
Среди основных задач современного образования есть задача развития личности студента вуза, предполагающая формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, рефлексии собственной деятельности. Для этого в процессе обучения студента в вузе необходимо сформировать у него систему профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты профессиональной деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский [2,C.25]. Однако в силу ряда объективных причин – временных ограничений в рамках аудиторных занятий эти качества не всегда могут быть сформированы. Поэтому важным элементом педагогической деятельности в вузе является «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной работы, которая должна способствовать:
– расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;
– активному приобретению новых знаний;
– развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;
– проявлению индивидуальности студента;
– формированию практических навыков в решении ситуационных задач.
В целом самостоятельная работа развивает такие качества: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями; организованность, дисциплинированность, инициатива, активность в решении поставленных задач.
Наиболее широко используются следующие формы самостоятельной работы:
– освоение информационных и телекоммуникационных технологий, поиск необходимой информации в Интернет;
– подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;
– подготовка к опросу, коллоквиуму;
– подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе, самотестирование на компьютере;
– выполнение домашних контрольных работ и заданий;
– написание рефератов, докладов, статей;
– подготовка к деловой игре и оформление ее результатов;
– выполнение курсовых работ (проектов);
– написание отчета по практике;
– выполнение дипломной работы (проекта).
Привитие студентам навыков самостоятельной работы, умения самостоятельно пополнять свои знания и свободно ориентироваться в поступающей информации −сложный и длительный процесс. Развитие самостоятельности в процессе обучения происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к творческой самостоятельности – высшему уровню.
Эффективность самостоятельной работы студентов обусловлена таким важным фактором как организация самостоятельной работы студентов, которая в значительной степени определяет качество процесса обучения и предполагает четкое определение видов и форм самостоятельной работы студентов, отлаженную работу читальных залов, компьютерных классов и др.
Список литературы
1.Ершова А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования: Информатизация образования.- Новосибирск, 2020.-С.45-50.
2.Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. – Пенза, 2021.- 68 с.