Пономаренко Оксана Витальевна, 
старший воспитатель 
Государственного казенного дошкольного 
образовательного учреждения 
?Детский сад комбинированного вида № 380 
городского округа Донецк? 
Донецкой Народной Республики,
oksasha28.10@mail.ru

 
Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей

Под творческой одаренностью дошкольников часто понимают успехи в художественном творчестве, а о творческом потенциале судят по рисункам, поделкам и только. Игровая деятельность и ее продукты часто остаются за кадром: ?Играет во что-то сам по себе?, ?Что-то все выдумывает, выдумывает?. Однако, исследователи одаренности считают, с большим вниманием необходимо относиться к самим проявлениям познавательной потребности – потребности в новых впечатлениях, которая проявляется практически уже с рождения (поисковая активность, рассматривание, слежение за предметами и др.) и др.[2] и в которой важна роль значимого для ребенка взрослого как организатора исследовательского дела.
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна чувствительность к новизне, стойкая реакция на раздражитель, потребность во впечатлениях более сильная, чем в еде или во сне. К 3-4 годам элементарная исследовательская потребность преобразуется в самостоятельную постановку вопросов, побуждающих к изучению субъективно нового, а уже к 5 годам дети пытаются найти ответы на эти вопросы самостоятельно, пробуя экспериментировать [2]. В 5-6 лет одаренный дошкольник обращает к себе возникший вопрос по поводу обнаруженного противоречия. Так познавательная потребность начинает осознаваться ребенком. Следовательно, важным условием жизнетворчества одаренных детей является грамотная организация исследовательской деятельности в зоне ближайшего развития.
Именно исследовательская деятельность создает условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.
Рассмотрим особенности организации исследовательской  деятельности одаренных детей. Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка, по мнению А.М. Матюшкина, выражаются в высокой избирательности одаренного ребенка по отношению к исследуемому новому, что составляет основу развития специальных способностей. Поэтому в раннем возрасте нужно создавать среду, наполненную звуками, цветами, формами и материалами, обеспечивающими исследовательскую деятельность в избранном поле ребенка. Например, избранное поле ребенка – цвета, следовательно, для исследовательской деятельности подойдут краски разной консистенции и разных оттенков и те материалы, на которые ложатся краски (бумага разного вида и цвета, ткань, дерево, глина и др.).
Дети до 2-3 лет, познавая, в основном имитируют действия, уже увиденные в деятельности других людей, поэтому в этот период доминантная роль в способах познания отводится воспитателю/педагогу, владеющему (в данном примере) художественным творчеством.
С 3-5 лет у детей возрастает стремление к самостоятельным действиям в избранном поле: им интересно экспериментировать с красками, которые при термической обработке меняют размер и форму – становятся объемными, выделять объекты, для которых цвет является существенным признаком и др.
Организуя исследовательскую деятельность одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать: качество творческих работ может быть невысоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена, значима для ребенка. 
Цель педагога при организации исследовательской деятельности – создание поля, в котором ребенок:
обнаружит противоречия;
проявит высокую активность в анализе объектов противоречия;
выдвинет гипотезы;
увидит творческие пути разрешения противоречий
или начнет эксперимент.
В детском экспериментировании важна не цель, важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, удовлетворение любознательности.
При организации исследовательской деятельности с одаренными людьми акцент нужно сделать  на развитие чувствительности к противоречиям и умения систематизировать объекты окружающего мира, на стремление в решении задач к новизне, на внутреннюю свободу и смелость, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность, рефлексивность.
Именно эти качества личности обеспечат раннюю самореализацию талантов одаренных детей.
Большое значение для успешности в исследовательской деятельности имеет способность ребенка рефлексировать, изменяться в реальном действии или в мысленном плане и переживать чувство радости от созидания. На успешность исследовательской деятельности, кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, чувствительность к противоречиям, умение выдвигать гипотезы, определять пути решения задачи, давать определения и т.п), как ценности,  влияют социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других как ценности, учет духовно-нравственных ценностей общества), которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс исследования.
В основе организации исследовательской деятельности детей в ДОУ лежит субъект-субъектное взаимодействие, внутреннее (взаимное понимание) или внешнее (совместная творческая деятельность, обмен понимающими взглядами, понятными жестами). Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов, раскрывается возможность не только обмена информацией, но и совместных действий в общей творческой деятельности, т.е. ?обмена действиями?, что позволяет планировать и общую деятельность. При планировании возможна такая регуляция действий одного ребенка ?планами, созревшими в голове другого?, которая и делает деятельность действительно совместной [4].
Вот почему у дошкольников необходимо развивать коллективную творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности постепенно будет переходить в индивидуальную. В коллективной творческой деятельности взаимодействие воспитателя и ребенка, детей друг с другом объединено диалогом, действием в нечто целое. Диалог представляет собой сложную форму речевого взаимодействия, в которой переплетаются прямые и обратные связи, идущие от партнеров. Обратная связь является прямым обязательным условием взаимодействия ребенка и взрослого. Ее анализ дает воспитателю возможность правильно строить взаимодействие с дошкольником, изменять характер общения с ним, включать его в разные виды коллективной, творческой работы и гармонично вести к созданию индивидуального творческого продукта.
Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов [4].
Самореализация одаренной личности осуществляется в исследовательской деятельности, в которой дошкольник является субъектом. В связи с этим и возникла потребность раскрыть понятие ?дошкольник – субъект исследовательской деятельности?.
Психологический словарь (под ред. А.В. Петровского) определяет субъект как источник познания и преобразования действительности, как носителя активности [3]. Наиболее подробная характеристика дошкольника как субъекта деятельности подробна представлена в работах В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина. В.В. Давыдов определяет субъекта как обучающегося, способного ?совершенствовать, учить самого себя, строить отношения с самим собой как с другим: вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим не меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно…?.
В педагогике субъектность дошкольника принято рассматривать преимущественно  в контексте игровой деятельности, поскольку она является ведущей в младшем дошкольном возрасте. Это объясняется тем, что через нее осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка дошкольного возраста, так и отдельных психофизических процессов.
Опираясь на исследования Л.В. Трубайчук [2], определим условия, способствующие приобретению статуса субъекта исследовательской деятельности одаренного ребенка:
свободное выражение своего Я в раннем детстве
способность делать свободный выбор в мнении, деятельности, средствах, целях
склонность к рискованным действиям
нонконформизм (не ощущать неудобства от статуса ?белой вороны? в социуме)
видение другого субъекта, сопряженного своими интересами с окружающими
оценивая содеянное и корректируя производимое, субъект восходит от ступени стратега жизни, обретая способность планировать, модернизировать, творчески преобразовывать ее содержание и форму. 
Продуктами исследовательской деятельности одаренного ребенка может выступать его отношение к миру, осознание себя как личности, адаптивность, жизнетворчество в различных проявлениях избранного поля, рефлексия, сохранение индивидуальности.
Показателями качества личного творческого продукта одаренного ребенка в исследовательской деятельности являются:
Индивидуальный почерк творческого продукта, выражающийся в своеобразии манеры выполнения и характера выражения своего отношения к процессу, результату, объекту.
Нахождение креативных средств для реализации творческого замысла в изобразительной деятельности, сочинительстве, конструировании, игре, разыгрывании небольших театральных сценок-сюжетов и т.д.; направленность личного творческого продукта на созидание.
Поведя итог, отметим, творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется уже в раннем возрасте. И чем одареннее ребенок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно организованная исследовательская деятельность дает дошкольникам широкие возможности для проявления и раннего развития детской одаренности.

Список использованной литературы:
Дьяченко М.А., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест; М: АСТ. 2001. 576 С. (Библиотека практической философии).
Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей/ под ред. А.М. Матюшкина: Учеб.пособие. М: Изд-во НПО ?МОДЭК?, 2004, 192с.
 Семенов В.Д. ?Новая парадигма и подходы к практике// Образование и наука. Известия Урал.научно-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1999 № 1. С. 98-112
Трубайчук Л.В. Педагогика развития и становления младшего школьника: учебник для студ.педвузов факультета подготовки учителей начальных классов. Изд-во ЧГПУ 2001, 250 с.










HYPER13PAGE  HYPER15


3