Стратегия сопровождения выбора профессии нацелена на помощь субъекту в формировании своего собственного ориентира и создании условий для самореализации. Таким образом, правильный выбор будущей профессии важен для успешного профессионального, интеллектуального и личностного развития подростка.
Профессиональное самоопределение играет важную роль в жизни подростков (15-18 лет). Однако в нашей стране существует сложная система образования, и определяться с будущей профессией в 15 лет уже непросто. В девятом классе, когда подросток вступает в юношеский возраст, ему уже нужно четко представлять, чем бы он хотел заниматься в будущем, чтобы решить, продолжать ли обучение в 10-11 классах. Правильный выбор профессионального пути, учитывающий его потребности и способности, способствует удовлетворенности жизнью и психологическому здоровью, поэтому важно организовать психологическое сопровождение в учебных заведениях, особенно в дополнительных образовательных учреждениях.
Для работы с подростками старшего возраста в области профориентации существуют различные методы, такие как школьные программы, центры занятости, интернет-платформы, дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях. Несмотря на множество этих мероприятий, проблема профессионального самоопределения все еще актуальна, и я считаю, что дополнительные образовательные учреждения могут внести свой существенный вклад в ее решение.
Евгений Климов, выдающийся российский психолог, специализирующийся в психологии труда и профориентации, утверждал, что профессиональное самоопределение базируется на трех основных факторах: "Хочу", "Могу" и "Надо". "Хочу" отражает желание связать свою жизнь с определенной профессией. "Могу" связано с наличием специальных способностей и возможностей для выполнения выбранной работы. "Надо" зависит от ситуации на рынке труда и востребованности данной профессии в обществе.
Однако для определения "Хочу" необходимо знать, какие профессии предлагает общество в настоящее время. В современном мире существует более 40 тысяч различных видов деятельности, и этот профессиональный мир постоянно меняется: некоторые профессии уходят (например, бухгалтер), другие появляются (например, веб-дизайнер). Поэтому большинство старшеклассников выбирают известные им с детства профессии, такие как врач, инженер, учитель, юрист, экономист и так далее. Большинство из этих профессий предполагают работу с людьми, и знание психологии становится важным в этих сферах деятельности. В настоящее время психология входит в образовательную программу каждого высшего профессионального учебного заведения, вместе с философией, культурологией, социологией и другими предметами. Именно это послужило основой для разработки дополнительной образовательной программы "Азбука психологии" для старшеклассников, целью которой является создание условий для формирования и развития социально-психологической культуры учащихся. Кроме того, программа помогает студентам изучать психологию как академическую дисциплину, что облегчит ее изучение в профессиональных учебных заведениях.
Программа реализуется в течение одного календарного года и включает в себя 144 учебных часа. На занятиях старшеклассники изучают основные понятия и категории из различных областей психологии, такие как психология познавательных процессов, психология личности, возрастная психология и социальная психология. Занятия включают в себя теоретическую часть, представленную в форме интерактивных лекций, а также практическую часть, включающую диагностические методики. Учащиеся также учатся обрабатывать и интерпретировать результаты диагностических методов, создавая собственный психологический портрет. Кроме того, на занятиях проводятся развивающие игры и упражнения, направленные на знакомство с профессиональной деятельностью психолога, а также на развитие личных качеств, социальных и организационных навыков учащихся. Решение проблемных задач и участие в деловых играх помогают старшеклассникам развивать навыки логического мышления, критического мышления и сотрудничества в группе. В конце каждого занятия проводится рефлексия, способствующая развитию самопонимания и умению анализировать свой внутренний мир.
По завершении программы и успешной сдаче итоговой аттестации, которая может быть представлена в форме деловой игры или защиты выпускных работ (по выбору учащихся), участникам выдается свидетельство.
Кроме того, я хочу подчеркнуть, что на занятиях ценится атмосфера эмоционального комфорта, взаимоподдержки и свободного дружеского общения. Я не устанавливаю жестких дисциплинарных правил, но существуют определенные ограничения. Прежде всего, запрещена любая форма агрессии, как вербальная, так и физическая, независимо от того, является ли она шуткой или серьезной. Кроме того, поддерживается уважение к индивидуальности каждого участника: "Мы все разные, и это прекрасно! Если бы мы были одинаковыми, было бы скучно!". Больше ограничений нет! Я не требую пунктуальности, но с течением времени студенты сами становятся более ответственными и перестают опаздывать, так как начало занятий обычно включает интересные игры. Я не запрещаю использование мобильных телефонов, но спустя 1-2 месяца сами студенты переводят их в беззвучный режим. Я не настаиваю на ведении конспектов занятий, но объясняю, что конспекты могут пригодиться на итоговой аттестации, и многие студенты предпочитают их вести. Это подходит в рамки идеи истинной свободы, которая предполагает ответственность за свои действия и решения. Я хочу, чтобы студенты научились этому здесь, на занятиях, где ошибки имеют меньшие последствия. Столкнувшись с подобной свободой в будущем как студенты, они будут знать ее цену и уметь использовать ее на благо.
В ходе реализации данной программы, я наблюдала, как полезно изучение психологии старшеклассникам. Сами студенты отмечают, что понимание психологии человека помогает им не только лучше понимать самих себя, но и более терпимо относиться к другим, уважая их право на уникальность. Во время моих занятий, я не пытаюсь пропагандировать профессию психолога; на самом деле, в начале курса, я всегда призываю тех, кто размышляет о становлении психологами, учителями, врачами или менеджерами, серьезно взвесить свой выбор. Профессии, связанные с обслуживанием людей (медицинские, педагогические, психологические), требуют ответственности и самоотдачи, но, прежде всего, уважения к личности человека. Поэтому те, кто выбирают такие профессии, должны осознавать все связанные с ними последствия, и я всегда обсуждаю это со своими учениками.
В отличие от узко специализированных курсов, мои занятия посещают не только те, кто намерен стать психологами, учителями, врачами или менеджерами. Среди моих выпускников есть будущие дизайнеры, юристы, инженеры, программисты, студенты службы МЧС, художники и журналисты. Конечно, я горжусь тем, что многие из них выбирают профессии, связанные с обслуживанием людей, такие как психологи, учителя, воспитатели, логопеды, но самое важное для меня - они осознают и принимают всю важность и ответственность своей будущей работы.
Моя программа достигла поставленной мной цели: мои выпускники успешно сдают экзамены по психологии в профессиональных учебных заведениях, но, что еще важнее для меня, они поддерживают интерес к психологии, читают психологическую литературу и участвуют в тренингах, коучингах, образовательных курсах и мастер-классах.
Что же приносит обучение психологии подросткам?
Во-первых, оно способствует развитию самопонимания и принятию собственной индивидуальности, включая как положительные, так и отрицательные стороны, и, как следствие, вдохновляет на саморазвитие и поиск собственного места и целей в жизни. Все это сводится к одному слову - "самоопределение".
Изучение психологии также помогает старшеклассникам понять свои склонности и ответить на вопрос: "смогу ли я успешно работать в выбранной профессии?"
Более того, изучение и понимание принципов развития, мотивации, стремлений и ошибок человека может развить толерантность и уважение к разнообразию мнений и убеждений других людей. Понимание права каждого человека на свои желания, цели и ошибки является фундаментом для конструктивных отношений с другими людьми и обществом в целом.
Ранее, психологию можно было изучать в рамках школьного курса, но я верю, что свободное и добровольное обучение, освобожденное от дисциплинарных ограничений, может наиболее эффективно развивать личность подростков.