РОЛЬ КАЗАЧЕСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ
1.Теории происхождения казачества.
Казачество — этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков. В первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 г. рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в ХХ веке казачьими историками-эмигрантами.
Под казачеством в России, прежде всего, понимается казачество, появившееся на Дону, Кубани, Нижнем Поволжье и Урале. Первое официальное упоминание в российских источниках о ?казаках? относится к XVI веку, в частности, в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному, датированной 1549-м г. В этой грамоте ногайский князь жалуется русскому царю на действия донских казаков (которых называет ?холопами? царя) против ногайских послов, подвергавшихся нападениям и грабежу.
Кто такие казаки?  
1) Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян –  ?гипотеза славянских колонистов? (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и др.). Согласно гипотезе С. М. Соловьева, казаками на Руси c XIV−XV вв. называли вольных людей, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения. В XIV−XVI вв. именно из среды таких людей князья, бояре и богатые купцы начинают снаряжать промышленные экспедиции в удаленные регионы Руси с целью поиска новых торговых путей, пушнины, мест охоты и рыбной ловли и т.п. В. О. Ключевский, указывал, что ?в казаки? уходили даже помещики с целью занятия ?степными промыслами? (охота и рыболовство).
2) Существует еще одна, популярная на Западе, версия о том, что прародителями казаков были хазары – ?тюркская версия происхождения казачества? (Л.Н.Гумелев, М.Э.Аджиев). Гумилев связывает этногенез терских казаков с хазарами-христианами, а казачество в общем воспринимал как крестившихся половцев. Сторонники этой версии утверждают, что слова ?хусар? и ?казак? - синонимы, т.к. и в первом, и во втором случае речь идет о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень ?каз?, означающее ?сила?, ?война? и ?свобода?. Более того, говорится о том, что, казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху Хазарского Каганата.
Слово ?казак? в разных диалектных формах и значениях издревле существует в языке и культуре разных тюркских народов Великой Степи и означает ?свободного и независимого кочевника?. После проводов родственника в дальнюю дорогу и расставания сибирские татары по традиции пьют чай, называемый ?касгак-цай?, а у ногайских татар существует песенный жанр — ?песни казаков?, главными героями в которых выступают молодые неженатые мужчины. Об уходе Чингисхана в ?казаки? — периоде отшельничества и изгнания — говорится в имевшем хождении у татар произведении ?Чингиз-наме? (ХVII в.).
Уже к началу XIII в. половцы становятся реальной военной и политической силой в Южной и Восточной Руси. Половцы-татары, составлявшие значительную часть населения Золотой Орды, оказались этническими предками многих народов, возникших на её землях. Часть половцев была способна участвовать и в формировании протоказачьего этноса. После раскола Золотой Oрды оставшиеся на ее территории казаки оказались в полной независимости как от осколков былой империи (Ногайской орды и Крымского ханства), так и от появившегося на Руси Московского государства, но при этом сохранили свою войсковую организацию.

В дошедших до нас письменных и устных текстах тюркских народов, восходящих к событиям Средневековья, уход героя в ?казаки? — распространённый сюжетный ход.
В России же это версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. 
3) ?Смешанная версия? (В.Н.Татищев, Н.И.Карамзин, Л.Н.Гумелев). Казачество, согласно авторам этой версии возникло в результате слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги  — заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV вв. древний народ, позднее ассимилированный адыгами, а бродники — русскоязычный смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки хазар, торков, берендеев. После покорения монголами Северного Причерноморья в ХIII в.часть касогов бежала на север и смешалась с донскими бродниками, которые могли унаследовать их имя — ?казак?. При этом известно, что сами бродники приняли сторону монголов, сражались против Руси в битве на Калке (31 мая 1223 г.). Так, по мнению Гумилева, и образовалась первая ячейка современного казачества, изначально на службе Орды. 
4) Казаки – это готы (Гитлер). У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки – это готы. Вест-готы – это германцы. А казаки – это ост-готы, то есть потомки ост-готов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии.
5) Однако, некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII в. до н.э. и связано своим происхождением со славяно-туранскими племенами – ?автохтонная теория? праславянского населения Дикого Поля (И.Е.Забелин, Е.П.Савельев, Н.С.Коршиков, В.Н.Королев). По мнению Забелина и Савельева, казаки — это потомки автохтонного славянского и даже праславянского населения (скифов, массагетов, хазар, готов и т. п.), которое с глубокой древности и до начала II тыс. н. э. населяло долины нынешних казачьих рек от северного Прикаспия до северного Причерноморья (в том числе, ?Дикое поле?). Эти реки были естественными границами между кочевниками и оседлыми земледельцами. Здесь появились дружины удальцов, не принадлежавших ни к земледельцам, ни к кочевникам, а составлявшие особый народ, как доказывал Забелин, должны были существовать с глубокой древности. Свое название эти дружины должны были получить от древних названий нынешних казачьих рек. (Например, предки донских казаков могли называться танаитцами по названию реки Дон — Танаис). Эти дружины выработали свою военную организацию и эмигрировали по территории Древней Руси. Их потомки к ХV в. вернулись в границы своего исторического ареала расселения. В частности, Савельев, в том числе, на материале археологических исследований, полученном уже после смерти И.Е.Забелина, защищает его версию о происхождении донских казаков от танаитцев. Признавая вслед за Забелиным смешанное происхождение танаитцев, он в то же время относит их культуру к сарматской.
По мнению Савельева, потомки покинувшего в IX−XII вв. Дикое Поле славяно-казацкого населения перебрались в Новгородскую землю (т.н. ?гофейские? или ?готские? казаки), откуда, занимаясь ушкуйничеством, переселились на Вятку, составив население вечевой республики вятских  ушкуйников, существовавшей в XII−XV вв.
В конце XV в. вольная Вятская земля (с выборными воеводами, атаманами и священнослужителями) была взята под контроль Москвы (в 1459 и 1489 гг.). После чего часть населения бывшей вятской вечевой республики была расселена на южной границе России, а часть бежала в низовья Волги и Дона, став основанием казачества в указанных регионах. Савельев прослеживает значительную преемственность лексического состава языка, церковной архитектуры и обычаев у донских казаков и новгородцев. Просматривается также сходство символики казаков Дона и Днепра с Вятским гербом (натянутый лук-арбалет и равносторонний крест). Еще одну волну вынужденных переселенцев в указанные выше традиционные казачьи регионы Савельев связывает с присоединением в 1520 году к Москве Великого княжества Рязанского и усиленным переселением на Дон рязанских казаков — потомков автохтонного населения Дона. Согласно Е. П. Савельеву, этими переселениями был, в том числе, завершен многовековой ?круговорот? части коренного казачьего населения Приазовья и Дона, покинувшего в XIII веке исконные территории и переселившегося в Новгородские и Вятские земли.
Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры. Именно в это время скифы начали вести оседлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде – на восточном побережье Азовского моря. 
В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племен ушла за Волгу и в верхне-донскую лесостепь. Те же, кто остались, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название ?касаков?. Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла), а затем по приказу Хазарского Кагана прогнали печенегов. В дальнейшем касаки ассимилировали с печенегами и половцами и стали ?черными клобуками? и ?подонскими бродниками? (контакты с Тмутараканью). 
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды в ХIII в., впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А.А.Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях. 
В рамках славяно-туранской версии существует и севрюкская версия казачьего этногенеза. Севрюки  — потомки славянских племен северян, в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сулы, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.
В XV—XVII вв. севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
Как представители служилого люда казаки-севрюки упоминаются еще в начале XVII в., в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась ?севрюковской?. Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения Смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.
После раздела Северской земли по соглашениям Деулинского перемирия (1618 г.), между Русским царством и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная часть Северской земли подвергается активной украинской экспансии, северо-восточная заселяется служилыми людьми и крепостными из Русского царства. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Некоторая часть переселились на Нижний Дон.
Различные историки, опираясь на российские источники, до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении казаков, единственное, что можно достоверно утверждать о происхождении казаков, это то, что казачество возникло в зоне этнических контактов различных этносов. В частности, этноним ?казак? имеет однозначно тюркское происхождение.
В XIV-XV веке о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.  
Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. 
6) По мнению историка А.В.Сопова, необходимо остановиться на гипотезе ?сложного и незавершившегося пути формирования казачества? как этнической общности, когда на разных стадиях формирования этноса участвовали и преобладали различные элементы.
Роль казачества в российской истории, по мнению Сопова, состояла в следующем. Во-первых, казаки играли роль ?форпоста?, богатырской заставы, неся пограничную службу, обороняя и сохраняя целостность России как государства, территории и цивилизации. Во-вторых, они – первопроходцы, открыватели и покорители провинций, за которыми шел основной элемент русской нации (Ермак, Е.Хабаров, С.Дежнев и др.). В-третьих, казаки, безусловно, выполняли роль своеобразной ?губки?, через которую в ?плоть и кровь? русской нации попадали новые люди, стереотипы и мотивы поведения.
Роль казачества в отношении России и русских в разные периоды была неодинаковой. Характерные черты первого периода (IX-XVI вв.) взаимоотношений казаков и русских, казачества и России трудно поддаются трактовке, т.к. не было еще единого казачества. В основном такие отношения можно свести к следующему:
- охраны казаками границ Российского государства и этнической территории русских;
- наемной военной службы казаков русским государям;
- казачество выполняло роль своеобразного ?адсорбента? беспокойных, пассионарных элементов русского народа.
Второй период (конец XVI - конец XVIII вв.) взаимоотношений казачества и России с полным основанием можно назвать ?смутным?. Казаки в это время играли, в основном, роль смутьянов. Они активно вмешиваются в устои и ход русской жизни, заявляют свои права на ?место под ?русским? солнцем?. (И.Болотников, И.Заруцкий, С.Разин, К. Булавин, Е. Пугачев). Самоощущение казаков в этот период явно двойственное: с одной стороны, они воспринимают себя как относительно внешнюю силу, с другой стороны – ?не чувствовали бы себя русскими, не ходили бы на Москву стоять за волю, за веру и за государя-батюшку?.
Периодом борьбы по принципу ?кто-кого? является третий период (начало XVIII – первая половина XIX вв.). Он характерен чередованием разгромов казачьей вольницы русскими регулярными войсками с подкупом и привлечением казаков на государеву службу. Как важный элемент российской государственной политики такая тактика существовала и раньше, но лишь теперь вышла на первый план. Четвертый период (вторая половина XIX – начало XX вв.) – это период ?вольной? службы, когда Российское государство создает  из казаков военно-служилое полупривилегированное сословие. Сами казаки ощущают себя верноподданными, ?наихристианнейшими паладинами?, ?щитом Европы?. В фольклорной памяти казаков это время счастливого ?светлого прошлого?, рай земной, к которому необходимо вернуться.
Самым несчастным в истории взаимоотношений казачества и России был пятый период (1917 – 1937 гг.). Это время ?расказачивания?, разгрома и физического истребления казаков. Шаблонно-?научное? мышление большевиков не терпело разнообразия и своеобразия. Да и объективная поддержка казаками проигравшего в войне белого движения сыграла свою роль. Казалось, даже память о казаках была уничтожена. Выделение шестого периода (1991 – 2000 гг.) – периода возрождения казачества сейчас уже не выглядит чем-то новаторским. Однако, необходимо сказать, что, несмотря на ?возрождение?, казачество уже никогда не будет таким, каким оно было во времена ?светлого прошлого?.
2.Казачество в российской истории.
Казачество зародилось в ХIV –  ХV в. на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. 
В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. 
С этнографической точки зрения,  первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить ?вольных? и ?служилых? казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — ?реестровыми? казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. 
Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались ?к служилым людям по прибору? (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала ХVIII века. 
Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.
Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они ?с травы и воды?. Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов ?за зипунами и ясырем? в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном.
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. 
Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. 
Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении ХVII – ХVIII вв. казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. 
Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале ХVII в. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в Первом ополчении, во Втором ополчении уже преобладали дворяне, но на Соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. 
Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу ХVII века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. 
С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С ХVIII в. государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.
С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба.
Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена казаки считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. 
Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И.Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П.Ермолова, ?казаки стали удивлением Европы?. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война ХVIII - ХIХ вв., они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. 
Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи ?обороты? оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. ?Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться? — гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). 
Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. 
Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.
В конце ХIХ в. в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск. В частности, Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.). А также Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.). Кроме того, Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.). И два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие. Имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.
На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. 
Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).
В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП (б) признал недопустимым ?игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций?. Тем не менее, казаки продолжали считаться ?непролетарскими элементами? и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. 
Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.
Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали Постановление Верховного Совета РФ ?О реабилитации казачества? от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).