«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФАООП»
Подготовила: Курникова В.А.,
учитель начальных классов
ШМО классных руководителей 30.10.2023г.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к обучающимся. В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкованным, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса.
Являясь классным руководителем 2-ого класса, я стараюсь в своей деятельности применять не только известные формы воспитательной работы, но и включать в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяют исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т. д.
Для эффективной работы в системе воспитания перед собой ставлю следующие задачи:
-формирование и развитие коллектива класса;
-создание благоприятных условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося;
-формирование здорового образа жизни;
-организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
-формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
-организация творческой деятельности.
1 сентября нового учебного года мною был проведён воспитательный час « Я - примерный ученик». Я рассказала ребятам интересные факты о них, учениках, для того, чтобы они поняли, что учеником быть не так уж и просто.
- За время учебы в средней школе ученик решает около 30 000 задач;
- Прочитывает 800 000 страниц текста;
- Получает около 2000 отметок и т.д.
Провели игру «Весёлый этикет», где ребята в игровой форме повторяли правила поведения в школе, зачитаю некоторые из них:
Правила поведения на уроке
На
контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.
Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!
Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»
-
чемпион
!, «
Вася - дурак!»
Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»
Правила поведения на перемене
На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.
Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!
Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.
Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды
Инсценировали стихотворения из цикла «Вредные советы»:
Собираясь на учёбу, ты особо не спеши,
Посмотри, что есть в Инете, или фильмы для души.
А потом без сменки даже, без тетрадок и пенала
Ты беги скорее в школу, где звенит уже звонок.
И не бойся появленья в дневнике отметок страшных -
Ведь без них гораздо меньше всем запомнится урок.
В конце занятия подвели итоги: как должен вести себя ученик в школе.
Регулярно провожу беседы о добре и зле, добром отношении к окружающим, любви к животным и людям.
Слежу за тем, чтобы все дети выполняют свои трудовые обязанности в соответствии с графиками дежурств по классу и по школе. На урок приходили со звонком, не опаздывали, следили за порядком и чистотой в классе. В конце четверти провели генеральную уборку в классе: навели порядок в кабинках, в папках. Помыли парты, подоконники. Постоянно веду работу по воспитанию бережного отношения к школьным учебникам, своему рабочему месту. Также регулярно провожу беседы на тему «Личная гигиена».
Всегда стараюсь с учениками своего класса участвовать в школьных мероприятиях: конкурсах рисунков, тематических неделях и т.д.
Регулярно с ребятами посещаем мероприятия в детском отделении центральной районной библиотеки, где ребятам предлагается участие в литературных квестах, интеллектуальных играх, различных акциях.
Проводили викторину, приуроченную к 85-летнему юбилею хабаровского края (20 октября).
Поучаствовали с ребятами в международном конкурсе по экологии «Экология России» среди учеников 1-11 классов и дошкольников, где ребята заняли 3-и места.
Совместно с учителями начальных классов организовали выезд в кинотеатр «Октябрь», где ребята самостоятельно покупали билет на автобус, билет в кинотеатр, стояли в очереди в магазине и самостоятельно покупали себе конфеты.
Провели внеурочное занятие «Дарит осень чудеса», где ребятам предлагалось поучаствовать в различных играх, связанных с временем года – осень.
Подводя итоги вышесказанному, могу сказать что, обучающиеся моего класса активно участвуют в делах, которые я им поручаю, охотно выполняют все задания. У нас всегда весело и поучительно проходят внеурочные мероприятия. С удовольствием посещают библиотеку, очень любят экскурсии. Считаю, что воспитательную работу в своем классе организую правильно и продуктивно.