Хисамеева Зульфия Анваровна 
МБОУ ?Васильевская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева  Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан?
Учитель русского языка и литературы
?Роль классного руководителя в современной школе?

Чтобы быть хорошим преподавателем, 
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь.
Василий Ключевский
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль – преподавателя. При всей своей сложности, тонкости и значительности она ясна, и выпускник педагогического вуза достаточно хорошо подготовлен к её исполнению. Роль вторая – классного руководителя.  Об этой области своей деятельности молодой учитель, как правило, имеет смутное представление. Он считает, что здесь достаточно одной любви к детям, и думает, что главное – уделять им как можно больше времени, придумывать как можно больше интересных мероприятий. Однако успех деятельности классного руководителя определяется уровнем его профессионального мастерства как воспитателя, владением техникой и технологией конструирования методической системы воспитательных воздействий, знанием основных направлений воспитания.
Классное руководство, как и любая сфера педагогического труда, требует выявление профессиональной основы, вооружения профессиональными умениями, осмысления педагогической техники. Деятельность классного руководителя специфична. Можно быть прекрасным учителем – предметником и плохо исполнять работу классного руководителя, ибо эта сфера имеет свою логику, своё содержание и свою технологию. Стало тривиальным утверждение, будто работа классного руководителя тяжелее преподавательской. Она же не тяжела и не легка. Как всякая работа, она тяжела, если её исполняет неквалифицированный работник. Профессиональная свобода приходит со знанием и умением, базируется на ремесле и понимании дела, которым занимаешься как специалист.
Какие же показатели позволяют классному руководителю судить, что его работа идёт успешно? Первый: всё, что делается и происходит в классе, осуществляется как бы само собой, без усилий и жёсткого руководства со стороны учителя. Однако за этим естественным ходом событий, за легко организуемым мероприятием, за разумными традициями класса и социально ценным общественным мнением классного коллектива скрывается огромный душевный и интеллектуальный труд педагога, направляющего всю деятельность ребят к единой воспитательной цели. Тем не менее никто не видит этих усилий, его напряженнейшего внимания за развитием детей. Внешне все совершается как бы по воле и свободному выбору самих учеников, их активностью и самодеятельностью.
Второй: ощущение детей, будто они всё могут сами, без классного руководителя, сделать и провести, организовать свою коллективную жизнь. Они активны, инициативны, раскованны в поведении и самостоятельны в суждениях и выборе поведения в сложных ситуациях, свободны, естественны, тактичны в общении. Однако, чем свободнее и самостоятельнее дети, чем более свободны они в своих достойных проявлениях, тем больше сил педагога затрачено, тем ближе классный руководитель к воспитательной цели.
Третий: единодушие и взаимопонимание в отношениях с детьми. С полуслова, с одного взгляда, жеста, лишь по одной интонации ученики угадывают мысль, реакцию педагога, сопереживают его состоянию. Единство душ отражает высокий уровень воспитанности, самосознания детей. Овладение культурой общения ставит вровень учащихся и педагога: многие явления они воспринимают и оценивают одинаково, а этические нормы поведения стали их общим достоянием.
Непрофессионализм может сделать следующие выводы, наблюдая работу педагога – мастера: во-первых, что работа эта легкая и не требует напряжения; во-вторых, что её производят скорее сами дети, чем педагог; в-третьих, что дети так понятливы и послушны, что руководить ими не составляет никакого труда – ни душевного, ни физического. Вот тогда классный руководитель может сказать, что он достиг успеха: запланированные им отношения установлены и совершенствуются самодеятельностью и творческой активностью учеников.
Бесспорно, главный источник педагогического творчества – жизненный опыт учителя. Чем богаче и содержательнее этот опыт, тем вероятнее успех его воспитательной деятельности. Общение с ярким, неординарным человеком становится для детей радостью, наслаждением, постоянным духовным и нравственным обогащением. Жизненный опыт-это не количество пройденных лет, а их качество, наполненность, напряжённость нравственных исканий. Вот почему нередко бывает, что молодой педагог становится для учеников авторитетом, а отягощённый годами не вызывает уважения. Но может быть и по-другому: пожилой учитель оказывается современнее и ближе детям, чем его более юный коллега.
Разносторонность интересов и деятельности, знание многих сфер жизни позволяет классному руководителю ?быть наравне?, видеть изменения в социальных отношениях, понимать тенденции общественного развития, улавливать новые веяния зарождающиеся традиции. Устремлённость в будущее, приближение его, неустанное самосовершенствование – ещё одно отличительное качество творческого педагога.  Его оценки, поступки, отношение к людям, манеры, стиль общения, пленяя учеников неожиданностью, становятся предметом обсуждения, раздумий, примером для подражания.
- Мы думали, она рассердиться, а она – прямо удивительно! – как рассмеётся!.. И мы тогда тоже стали над собой смеяться! – рассказывают о реакции классного руководителя на происшествие девочки – пятиклассницы.
-  Мы ожидали, что она опять придёт в своём коричневом костюме. А она вдруг такая красивая явилась – прямо все ахнули! – восхищаются старшеклассники.
-  Все родители сидели грустные и удручённые: успехи ребят далеко не блестящие, ждали ?разноса?. А он вдруг стал говорить, какие хорошие в классе и как с ними интересно! – передаёт свои впечатления член родительского комитета.
Не старайтесь специально удивить. Надо просто не бояться быть самим собой, естественным и непосредственным.  Именно это больше всего и привлекает детей, столь чутких ко всему безыскусному. Классный руководитель любит петь? Замечательно! Увлекается танцами? Просто здорово! Прекрасный кулинар? Да это удача для подростков! А если он заядлый шахматист, страстный турист, весёлый рисовальщик или поклонник театрального искусства – вокруг него всегда дети, и они готовы его обожать за то,  что он не ходячий реестр правил и наставлений, а живой человек.
 Классный руководитель – это обязательно хороший психолог. Умение видеть детей, их состояния, переживания, отношения профессионально необходимо педагогу. А умение влиять на отношения – составляющая его профессионального мастерства. Подлинный воспитатель от чиновника-педагога отличается прежде всего тем, что он тонко, искусно и целенаправленно организует воздействия, предвидя их психологический результат. Чиновник от педагогики об этом не думает: для него личность школьника – это набор качеств, которые он надеется получить за счёт организуемых мероприятий, а цель работы – достижение умозрительно выделенных уровней воспитанности.
В творческой лаборатории классного руководителя психологическая литература занимает значительное место: он постоянно штудирует работы по психологии, сравнивая свои выводы о детях с научными данными, проверяя на практике положения педагогической психологии. Он ищет причины, психологическое обоснование их поступкам, поведению и не позволяет обвинить учеников в своих педагогических просчётах и неудачах. Вглядываясь в ребёнка, постигая тайны становления и развития личности, классный руководитель овладевает практической психологией, технологией воздействия на развитие индивидуальности каждого ученика и становление отношений в коллективе.
Профессиональная подготовленность классного руководителя предполагает умение оценивать свою работу в категориях науки. А это требует обращение к педагогической литературе, использования достижений науки в своей практике. Педагогические знания дают классному руководителю способность представить воспитательный процесс во всех его мелких жизненных повседневных проявлениях, не потерять цель своих действий, подняться над предметным результатом и увидеть рост, развитие и становление личности школьника.
Влияние личности классного руководителя на детей трудно переоценить. Однако, чтобы он смог реализовать себя как педагог и воспитатель, ему необходимо овладеть искусством воздействия на личность учеников, техникой и методикой воспитательной работы. Если психологически, педагогически, методологически и методически классный руководитель не готов к ней, если его педагогический творческий арсенал не обогащается из года в год и если он не выступает перед школьниками как более мудрый и понимающий жизнь старший друг, если не растёт духовно и нравственно, его воспитательные усилия и даже энтузиазм принесут мало пользы. Профессионализм ничем не заменить в любом деле, и воспитание не представляет исключения. Тот, кто прекрасно владеет своим педагогическим ремеслом и имеет развитое педагогическое мышление, построенное на психологических основаниях, тот легко и свободно, радостно и увлечённо руководит воспитанием школьников, оставаясь при этом человеком полной, интересной личной жизни. Счастливым человеком!