Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
Роль конкурсов профессионального мастерства
в образовательном учреждении
Шаяхметова Диля Алмазовна,
преподавтель МГРК
Миасс, 2024
В настоящее время изменяется система профессионального образования, которое больше должно быть ориентировано на потребности работодателей, выраженные в профессиональных стандартах, и на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в приобретении компетенций, как инвариантных к деятельности вообще, так и узкоспециализированных, способствующих трудоустройству.
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом. Для педагога участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учащимися, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным педагогом, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт , проводит мастер-классы, открытые уроки и мероприятия, общественные слушания, круглые столы и тд.
С целью формирования мотивационной готовности к труду по приобретаемой профессии и специальности, выявления наиболее одаренных студентов, определения уровня качества профессиональной подготовки выпускников, повышения престижа колледжа студенты ежегодно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства. В колледже проводятся такие конкурсы как «Ярмарка поварских идей», «Лучший по профессии», «Путешествие в кулинарию», «Парад профессий». Студенты по профессии «Повар кондитер» и по специальности «Поварское и кондитерское дело» принимают участие в различных праздниках и конкурсах, где так же демонстрируют свои профессиональные качества, проводят мастер-классы, представляют продукцию собственного приготовления.
На начальном этапе проводятся внутригрупповые конкурсы профессионального мастерства с целью максимального вовлечения студентов в специальность, приобретения практических профессиональных навыков. По результатам отбираются студенты для участия в межгрупповых конкурсах по специальности, проведение которых позволяет обучающимся применить полученные навыки, а также показать свое мастерство, что является прекрасным стимулом профессионального роста и положительным примером для остальных. В конкурентной борьбе у студентов резко возрастают показатели компонентов мотивационной готовности к дальнейшей работе.
Победители конкурса выдвигаются в наставники. Практика применения наставничества в образовательном процессе показывает положительные результаты: студенты легче и быстрее осваивают практические навыки, так как сверстники объясняют сложные вопросы более доступным языком, имеют возможность многократно повторить, показать на своем примере, рассказать о трудностях, с которыми сами сталкивались при приобретении данного профессионального навыка, а также об особенностях, важных при освоении профессии.
Все конкурсы проходят с приглашением работодателей, которые оценивают наших конкурсантов, а также позволяют работодателям найти для себя талантливые кадры.
Мотивационная среда
Проблемы участия в конкурсе
Инновационная деятельность педагога
Стрессовость, напряженность ситуации
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Нехватка времени
Развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала
Создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов
Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если педагог неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим ученикам, - он обязательно будет успешен!
Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, но и совершенствоваться в выбранной профессии.
Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег.
Ну, а главный постулат остается неоспоримым: где успешен Преподаватель, там успешен и Студент.