РОЛЬ МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЁЖИ

Сафронов Вадим Олегович, мастер п/о

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Тяжинский агропромышленный техникум» (ГПОУ ТАПТ)

В результате модернизации российского образования важным его направлением стало гражданско-патриотическое воспитание.

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

Целью гражданско-патриотического воспитания является гражданин, который должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовый участвовать в общественно-политической жизни техникума, округа, области, страны. В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность музея техникума. Музей сохраняет то, чего нельзя вернуть, но благодаря музею можно вспомнить, соприкоснуться мыслями и душой с целым временным периодом, эпохой.

Музей Тяжинского агропромышленного техникума получил своё собственное помещение в мае 2012 года. Музей организовал и возглавил первый директор нашего образовательного учреждения (в 1975году это ССПТУ№6 (среднее сельское профессиональное техническое училище №6)) Алексей Николаевич Ростовский. Алексей Николаевич и инженерно-педагогический коллектив, студенты техникума организовали сбор материалов, музейных экспонатов. Музей реализует программу патриотического воспитания техникума, которая включает в себя три основных направления: военно-патриотическое, гражданско-патриотическое и историко-краеведческое направление.

Патриотическая программа воспитания музея техникума ставит следующие задачи:

поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование гражданина и патриота;

воспитание у обучающихся музейной культуры (посещение всевозможных музейных выставок, потребность внести свой личный вклад в экспозиционный архив музея);

организация творческого досуга обучающихся, привлечение к участию в культурных программах техникумовского, городского, регионального уровней;

сотрудничество с

другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач

воспитания у студентов

чувства гражданственности и патриотизма,

уважения и бережного отношения к

русской национальной культуре и другим

националь

ным культурам народов России;

использование во всех формах работы музея

, сборе музейных

материалов и

экспонатов

современных информационных технологий

.

Результаты работы музея ГПОУ ТАПТ:

за период создания и работы музея техникума под руководством Алексея Николаевича Ростовского (ветеран техникума, заслуженный работник профтехобразования, поэт, член Союза писателей Кузбасса, почётный гражданин п.Тяжинский) сформирована инициативная группа студентов и работников (Совет музея), увлекающихся историей техникума, малой Родины. В начале учебного года для всех групп традиционно проводятся экскурсии в музей техникума, а в течение года – тематические экскурсии («Они были первыми», «Тяжинский агропромышленный техникум: вчера, сегодня, завтра», «Учебное хозяйство», «России верные сыны», «Наши выпускники», «Работники ОУ-ветераны Великой Отечественной войны», «Заслуженные работники и отличники профтехобразования – гордость техникума» т.д.).

В течение всего года обучающиеся оказывают внимание ветеранам СПО: поздравляют пожилых людей, оказывают им волонтёрскую помощь. К важным датам создаются и демонстрируются аудио и видео материалы, презентации, а также оформляются выставки (к Дню рождения техникума, дню СПО, Дню Пожилого человека, к дню рождения Кемеровской области-Кузбасса и т.д.). Актив музея в течение года организовывает тематические часы, линейки в честь Дня Конституции, Дня народного единства, снятия блокады Ленинграда, Дня Победы и т.д. Поисково-исследовательские работы активистов музея участвуют в областных чтениях, конкурсах на краеведческую тему среди учреждений СПО Кемеровской области. Активисты музея участвуют в возложении цветов к памятникам посёлка и обелискам. Студенты техникума поддерживают чистоту и порядок около мемориальных мест и могил захоронения героев (Н.И.Масалов, А.Чернов и др). Все работники техникума, активисты музея и студенты техникума принимают участие в параде Победы, акции «Бессмертный полк» с портретами своих земляков и родных, погибших в Великую Отечественную войну, защищая нашу Родину.

Перспективными задачами музея ТАПТ являются:

ещё большее привлечение к краеведческой, научно-практической и исследовательской деятельности студентов техникума;

усиление акцента на поисковую работу и лекторскую деятельность активистов и помощников музея

;

активизация поисковой работы

в направлении «В

ыпускники техникума и земляки -

участники СВО»;

подготовка и оформление новых

материалов и

экспозиций музея.

Музей техникума учит быть людьми, помнящими своё прошлое, быть любящими свою малую и большую Родину, свои корни, свою семью. Учит гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Музейные экспонаты помогают студентам погрузиться в прошлое, помогают задуматься над тем, что их окружает: над семейными ценностями и собственной родословной, кто он и зачем живет, что он оставит после себя своим потомкам. Высокие понятия: долг, честь, совесть, ответственность, верность, подвиг, патриотизм формируются в сознании молодого поколения только в тесной связи с работой музеев. Известно, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым в годы войны или мирного времени. Мы не имеем права предавать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.

Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций своего народа, было и остается основным направлением в работе музея по воспитанию у молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. И в этом нам оказывает большую помощь деятельность музеев в системе патриотического воспитания.

Список использованных источников:

1. Аронов А. А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.- 172с.

2. Нагорский Н. В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Н.В. Нагорский // Педагогика : научно-теоретический журнал / ред. В.П. Борисенков, В.О. Кутьев. – 2005. – № 5. – С.3-12.

3. Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования //Педагогика. 2002. №4.- С.39-44

4. Минпросвещения России: [сайт]. - 2024. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 09.02.2024). – Текст : электронный.