«Роль музыкального образования в развитии ребёнка»
«Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» эти знаменитые слова В.А. Сухомлинского сегодня как никогда актуальны.
Музыка, в среде искусств –занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику, физиологию человека. Именно поэтому, при всем разнообразии направлений работы с детьми, утверждается тезис о важности узыкального воспитания для формирования духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и в жизни, творчески активной развитой интеллектуально и физически.
Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.
Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Педагог должен научить ребенка слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.
Выдающиеся педагоги-просветители Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский рассматривали слушание музыки как метод формирования музыкального мышления.
Познание дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах: это чувственное познание и абстрактное мышление. Все, что окружает ребенка, усваивается через органы чувств. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. В музыке – это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребенком отдельных свойств музыкального звука Н. Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.
Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как и само музыкальное искусство. Когда слушатель целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи между мелодией и ритмом, мелодией и гармонией, тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.
Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе. О природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления. Которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Дети вслушиваются в звучание музыки, сравнивают звуки, сходные и различные по высоте, продолжительности звучания, тембровой окраске. Усвоение детьми способов сенсорных действий активизирует умственные способности.
Д. Кабалевский видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность. Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.
Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах деятельности. Слушание-восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности (певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на детских музыкальных инструментах) удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка и осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, в музыкально-ритмической деятельности с удовольствием придумывают, комбинируют движения, напевая и двигаясь под музыку.
Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать и т.д.), а значит, обладает возможностью приобщать ребенка к виду деятельности, еще не освоенному им ранее. Именно поэтому музыкальная игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через нее он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.
Наиболее полезны для детей старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.
В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи – слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни – сенсорный, смысловой, понятийный.
Ребенок живет в мире разных звуков – природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствует развитию интеллектуальных способностей.
Таким образом,влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты , тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры .
При использовании гибких методов и приемов, форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений искусства как эталона красоты достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития.
Можно обощить сказанное, выделить качества личности ребенка, которые воспитываются с помощью музыки:
_физически развитый (музыка окрашивает движения ребенка эмоциями, двигательная активность детей под музыку способствует физическому развитию, увлеченностью этой деятельностью);
_любознательный, активный (привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность проявляющуюся в вопросах, желании действовать);
_Эмоционально отзывчивый (эстетические чувства закрепляются в виде личностных нравственно-эстетеических проявлениях);
_ овладевший средствами общения (совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых);
_интеллектуально развитый (развитие словаря, оценочной деятельности в процессе восприятия музыки);
_креативный (способный к экспериментированию в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке);
_подготовительный к учебной деятельности в школе (развитие музыкального восприятия-процесс обучения детей слушать и слышать, выполнять проблемные задания взрослого,творить).