В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особую значимость в педагогической деятельности приобретает задача привлечения и закрепления специалистов в образовательных организациях. Ускорение профессионального становления молодого специалиста, его адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества на территории образовательной организации.

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и приобретения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности специалистов и закреплению в техникуме новых педагогических кадров.

Основное содержание педагогического наставничества заключается в следующем:

оказание помощи

молодым

специалистам при

изучении нормативно-правовых

документов;

изучение

и

внедрение

в

практику

образовательной

организации

передового

педагогического

опыта;

совершенствование

 

теоретических

 

знаний

 

и

 

практических

 

умений

педагогического

мастерства;

ознакомление

с

новыми

достижениями

психолого-

педагогических

наук

и

методики

преподавания;

изучение

и

анализ

учебных

программ,

учебников,

пособий,

методических

рекомендаций;

овладение

 

учебным

 

материалом

 

и

 

организации

 

собственного

 

учебно-познавательного

процесса;

овладение

новыми

формами

и

методами

оцен

ивания учебных достижений обучающихся;

помощь в изучении индивидуальных особенностей

студентов

и т. д.

ПОЛОЖЕНИЕ о системе наставничества педагогических работников (локальный акт №112) освещает нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы наставничества; представляет примерный перечень документов и материалов, необходимых в организации работы педагога-наставника с наставляемым специалистом, а также дает рекомендации по осуществлению наставничества в техникуме.

Система наставничества должна стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее внедрение эффективной системы наставничества позволяет администрации техникума, педагогам-наставникам быстро и качественно решить задачу профессионального становления специалистов, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Цель – дать ориентиры педагогу-наставнику, которые помогли бы определить систему, методику и содержание работы со специалистом, исходя из условий техникума и потенциала молодого специалиста, а также содействовать профессиональному становлению педагога.

Под развитием мы подразумеваем все процессы, способствующие полному раскрытию потенциала сотрудников. Основными элементами системы развития персонала являются приобретение опыта, обучение и наставничество.

Основными задачами наставничества являются:

ускорение

процесса

профессионального

становления,

оказание

помощи

в

профессиональной

адаптации

наставляемого,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество;

выработка у наставляемых высоких профессиональных и моральных качеств:

добросовестности,

дисциплинированности,

сознательного

и

творческого

отношения

к

делу,

способности

самостоятельно

и

ответственно

выполнять

должностные

обязанности;

оценка

профессиональных

знаний

и

навыков

наставляемых,

а

также

осуществление

мероприятий,

предусмотренных

индивидуальными

планами

обучения;

адаптация

и

усвоение

традиций

и

правил

поведения

в

техникуме

,

обучаемых

к

корпоративной

культуре;

оказание

моральной

и

психологической

поддержки

наставляемому

в

преодолении профессиональных трудностей, возникших при выполнении должностных

обязанностей;

содействие наставляемому в освоении эффективных форм и методов взаимодействия с коллегами и обучающими, развитии способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.

Наставник и наставляемый имеют определенные права и обязанности, которые они должны выполнять.

Организация наставничества

Задача наставника–передать наставляемому опыт и знания, необходимые для работы.

Наставник назначается из числа опытных педагогических работников, соответствующих следующим требованиям:

имеет

опыт

работы

в

должности

не

менее

3-х

лет;

имеет

высокие

и

стабильные

результаты работы;

пользуется

авторитетом

в

коллективе;

способен

по

своим

моральным

и

деловым

качествам

оказывать к

валифицированную

помощь

наставляемому

в

работе;

обладает коммуникативными навыками: умеет находить общий язык с людьми,

выстраивать

горизонтальные

и

вертикальные связи, быть

гибким

в

общении;

обладает управленческими навыками: умеет формулировать и ставить цели и

задачи,

планировать,

организовывать

и

контролировать

работу,

анализировать

полученные

результаты

и

вносить коррективы.

Принципынаставничества

добровольность;

гуманность;

соблюдение

прав

молодого

специалиста;

соблюдение

прав

наставника;

конфиденциальность;

ответственность;

искреннее

желание

помочь

в

преодолении

трудностей;

взаимопонимание;

способность

ценить

личность.

Прохождение наставничества

В техникуме созданы наставнические группы и закреплены на основании приказа по

Техникуму, на сайте создан раздел «Наставничество».

Исходя из потребности наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник в составляет индивидуальный план обучения работника.

В индивидуальном плане предусматриваются:

мероприятия по оказанию содействия в ознакомлении с правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность наставляемого, иными документами и материалами, необходимыми для работы;

мероприятия по оказанию содействия в работе по предмету, организации урочной и внеурочной деятельности, работе в качестве классного руководителя, участию в методической работе, работе со документацией, работе по саморазвитию, работе с родителями и др.

мероприятия по ознакомлению наставляемого с формами и методами работы при организации учебных занятий, методикой проведения интерактивных уроков с использованием цифровых ресурсов и др.

Индивидуальный план обучения подписывается наставляемым по согласованию с наставником.

Наставник и наставляемый в профессиональной деятельности взаимодействуют по следующим вопросам:

оказание помощи в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения задач;

выявление ошибок, недостатков в работе и их устранение.

КОДЕКС НАСТАВНИКА

Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и

определить

векторы развития.

Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но

обсуждает

с

ним

также

долгосрочную

перспективу

и

будущее;

четко

и

понятно

формулирует

задачи,

которые ставит

перед

наставляемым.

Наставник

является

примером

жизни,

поведения

и

ценностей

для

наставляемого.

Все,

что он требует от

наставляемого,

должен знать и

уметь сам.

Наставник постоянно работает над повышением своего профессионального и

культурного

уровня.

Наставник

является

руководителем

процесса

обучения,

а

не

руководителем

наставляемого.Он

предлагает

помощь

в

достижении

целей

и

потребностей

наставляемого

и

указывает на

риски и

противоречия.

Наставнические

отношения

формируются

в

условиях

доверия,

взаимообогащения,

открытого

диалога,

который

ведется

на

равных

и

дипломатично.

Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но

стимулирует

развитие у

наставляемого

индивидуального

видения.

Наставник не обсуждает со своим наставляемым (стажером) личные качества и

недостатки

своих коллег и

руководителей.

Наставник не обсуждает со своими коллегами личные качества и недостатки

наставляемого; соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки

субординации

и

не

разглашает информацию,

которую

передает

ему наставляемый.

Наставник творчески подходит к выполнению своей работы, используя

различные способы обучения, наставляемого и помощи ему в развитии прикладных умений и компетенций.

Наставник

не

боится

признавать

свои

ошибки.

Наставник

помогает

наставляемому

преодолевать

плохое

настроение

и

неудачи, мотивирует, ободряет его и хвалит, если проделанная им работа заслуживает

одобрения.

Наставник не допускает, чтобы его плохое настроение и неудачи сказывалось

на

работе с

наставляемым (стажером).

Наставник

всегда

дает

обратную

связь,

как

положительную,

так

и

отрицательную.

ПАМЯТКА НАСТАВНИКУ

Перед Вами стоит интересная и творческая задача–помочь педагогу, в отношении которого осуществляется наставничество, познакомиться с системой образования, образовательной организацией, включиться в образовательный процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.

Наставником является опытный педагог, назначаемый ответственным за профессиональную адаптацию молодого специалиста, повышение уровня педагогической компетенции. Задача наставника заключается в том, чтобы помочь наставляемому почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить организационные мероприятия, связанные с его назначением на должность, а также передать опыт и знания, необходимые в профессиональной деятельности, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.

Рекомендации наставнику по работе с наставляемым

Вместе с начинающим

педагогом

глубоко проанализируйте учебные программы

и

объяснительные записки к ним.

Помогите

составить

календарно-тематический

план,

обратив

особое

внимание

на

подбор

материала

для

систематического

повторения,

практических

работ.

Окажите помощь в подготовке к урокам

.

Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.

Вместе готовьте и подбирайте дидактический материал, наглядные пособия,

тексты

задач, упражнений,

контрольных

работ.

Посещайте уроки молодого

педагога

с последующим тщательным анализом,

приглашайте

его

на

свои

уроки, совместно

их

обсуждайте.

Помогите в подборе методической литературы для самообразования и в его

организации.

Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов

работы.

Помогайте наставляемому своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не

забывайте

отмечать положительное в

его работе.

Учите

не

копировать,

не

надеяться

на

готовые

разработки,

а

вырабатывать

собственный

педагогический

почерк.

При поручении заданий наставляемому поинтересуйтесь, как продвигается их

выполнение,

и

окажите

помощь

в

случае

возникновения затруднений.

12. Будьте доброжелательны к Вашему коллеге и внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие у него вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему.

Рекомендации для наставника по общению с наставляемым

Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно-ориентированные

утверждения,

то

есть

обращайте

большее

внимание

на

действия

наставляемого и старайтесь давать характеристику событиям и этим действиям, а не его

личности.

Используйте

описательные,

а

не

оценочные

высказывания.

Объективно

описывайте

произошедшую

ситуацию,

а

также

свою

реакцию

на

педагогические

действия

и

их

последствия.

Предлагайте приемлемые альтернативы.

При

общении

с

наставляемым

старайтесь

подчеркивать

уважение

к

нему,

проявлять

гибкость,

непредвзятость

и

открытость

новым

идеям.

Стремитесь

не

к

доминированию, а к равноправному двустороннему обмену информацией. Определите

области взаимного согласия или позитивные характеристики нового

педагога

прежде, чем

говорить о возможных разногласиях или негативных характеристиках. Сформулируйте у

него

позитивное

отношение

к

работе

в

организации

и

коллективу,

поддержите

его

энтузиазм

и

уверенность

в

себе, найдите

повод,

чтобы

его

похвалить.

В процессе наставничества делайте особый акцент на сферах, подконтрольных

наставляемому,

а

не

на

тех

факторах,

которые

не

могут

быть

изменены

или

находятся

вне

сферы

его компетенции.

Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение, то есть носить личный

характер, добивайтесь того же и от наставляемого. Старайтесь не заменять слово «я»

безликим

понятием «руководство».

Демонстрируйте

поддерживающее

выслушивание

нового

коллеги.

Обеспечивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки невербального общения.

Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому типу может быть

отнесена

данная

ситуация:

к

наставничеству

или

к

консультированию.

Ожидаемые результаты:

Успешная адаптация молодого педагога в учреждении;

Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах организации образовательного процесса;

Обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;

Совершенствование методов работы педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

Использование в работе педагогов современных педагогических технологий.

Таким образом, наставничество является трудоемким процессом для успешной адаптации молодых педагогов. По мере углубления профессионального участия положительная оценка наставника становится более важной, чем когда-либо. Именно здесь становится важным признание даже небольших успехов.

Подводя итоги, можно отметить, что роль наставника в современном образовании имеет большое значение в становлении молодого педагога. Специалисты быстро проходят адаптацию на новом рабочем месте, чувствуют уверенность не только в своих силах, но и в правильном выборе профессии. Работа с молодыми педагогами также помогает наставнику повысить свою профессиональную компетентность, так как используются передовые технологии и приобретаются новые навыки, взгляды.

Зам. директора по УПР _______________________ С.Н. Стецкова