В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особую значимость в педагогической деятельности приобретает задача привлечения и закрепления специалистов в образовательных организациях. Ускорение профессионального становления молодого специалиста, его адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества на территории образовательной организации.
Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и приобретения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности специалистов и закреплению в техникуме новых педагогических кадров.
Основное содержание педагогического наставничества заключается в следующем:
оказание помощи
молодым
специалистам при
изучении нормативно-правовых
документов;
изучение
и
внедрение
в
практику
образовательной
организации
передового
педагогического
опыта;
совершенствование
теоретических
знаний
и
практических
умений
педагогического
мастерства;
ознакомление
с
новыми
достижениями
психолого-
педагогических
наук
и
методики
преподавания;
изучение
и
анализ
учебных
программ,
учебников,
пособий,
методических
рекомендаций;
овладение
учебным
материалом
и
организации
собственного
учебно-познавательного
процесса;
овладение
новыми
формами
и
методами
оцен
ивания учебных достижений обучающихся;
помощь в изучении индивидуальных особенностей
студентов
и т. д.
ПОЛОЖЕНИЕ о системе наставничества педагогических работников (локальный акт №112) освещает нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы наставничества; представляет примерный перечень документов и материалов, необходимых в организации работы педагога-наставника с наставляемым специалистом, а также дает рекомендации по осуществлению наставничества в техникуме.
Система наставничества должна стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее внедрение эффективной системы наставничества позволяет администрации техникума, педагогам-наставникам быстро и качественно решить задачу профессионального становления специалистов, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Цель – дать ориентиры педагогу-наставнику, которые помогли бы определить систему, методику и содержание работы со специалистом, исходя из условий техникума и потенциала молодого специалиста, а также содействовать профессиональному становлению педагога.
Под развитием мы подразумеваем все процессы, способствующие полному раскрытию потенциала сотрудников. Основными элементами системы развития персонала являются приобретение опыта, обучение и наставничество.
Основными задачами наставничества являются:
ускорение
процесса
профессионального
становления,
оказание
помощи
в
профессиональной
адаптации
наставляемого,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество;
выработка у наставляемых высоких профессиональных и моральных качеств:
добросовестности,
дисциплинированности,
сознательного
и
творческого
отношения
к
делу,
способности
самостоятельно
и
ответственно
выполнять
должностные
обязанности;
оценка
профессиональных
знаний
и
навыков
наставляемых,
а
также
осуществление
мероприятий,
предусмотренных
индивидуальными
планами
обучения;
адаптация
и
усвоение
традиций
и
правил
поведения
в
техникуме
,
обучаемых
к
корпоративной
культуре;
оказание
моральной
и
психологической
поддержки
наставляемому
в
преодолении профессиональных трудностей, возникших при выполнении должностных
обязанностей;
содействие наставляемому в освоении эффективных форм и методов взаимодействия с коллегами и обучающими, развитии способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.
Наставник и наставляемый имеют определенные права и обязанности, которые они должны выполнять.
Организация наставничества
Задача наставника–передать наставляемому опыт и знания, необходимые для работы.
Наставник назначается из числа опытных педагогических работников, соответствующих следующим требованиям:
имеет
опыт
работы
в
должности
не
менее
3-х
лет;
имеет
высокие
и
стабильные
результаты работы;
пользуется
авторитетом
в
коллективе;
способен
по
своим
моральным
и
деловым
качествам
оказывать к
валифицированную
помощь
наставляемому
в
работе;
обладает коммуникативными навыками: умеет находить общий язык с людьми,
выстраивать
горизонтальные
и
вертикальные связи, быть
гибким
в
общении;
обладает управленческими навыками: умеет формулировать и ставить цели и
задачи,
планировать,
организовывать
и
контролировать
работу,
анализировать
полученные
результаты
и
вносить коррективы.
Принципынаставничества
добровольность;
гуманность;
соблюдение
прав
молодого
специалиста;
соблюдение
прав
наставника;
конфиденциальность;
ответственность;
искреннее
желание
помочь
в
преодолении
трудностей;
взаимопонимание;
способность
ценить
личность.
Прохождение наставничества
В техникуме созданы наставнические группы и закреплены на основании приказа по
Техникуму, на сайте создан раздел «Наставничество».
Исходя из потребности наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник в составляет индивидуальный план обучения работника.
В индивидуальном плане предусматриваются:
мероприятия по оказанию содействия в ознакомлении с правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность наставляемого, иными документами и материалами, необходимыми для работы;
мероприятия по оказанию содействия в работе по предмету, организации урочной и внеурочной деятельности, работе в качестве классного руководителя, участию в методической работе, работе со документацией, работе по саморазвитию, работе с родителями и др.
мероприятия по ознакомлению наставляемого с формами и методами работы при организации учебных занятий, методикой проведения интерактивных уроков с использованием цифровых ресурсов и др.
Индивидуальный план обучения подписывается наставляемым по согласованию с наставником.
Наставник и наставляемый в профессиональной деятельности взаимодействуют по следующим вопросам:
оказание помощи в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения задач;
выявление ошибок, недостатков в работе и их устранение.
КОДЕКС НАСТАВНИКА
Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить
векторы развития.
Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждает
с
ним
также
долгосрочную
перспективу
и
будущее;
четко
и
понятно
формулирует
задачи,
которые ставит
перед
наставляемым.
Наставник
является
примером
жизни,
поведения
и
ценностей
для
наставляемого.
Все,
что он требует от
наставляемого,
должен знать и
уметь сам.
Наставник постоянно работает над повышением своего профессионального и
культурного
уровня.
Наставник
является
руководителем
процесса
обучения,
а
не
руководителем
наставляемого.Он
предлагает
помощь
в
достижении
целей
и
потребностей
наставляемого
и
указывает на
риски и
противоречия.
Наставнические
отношения
формируются
в
условиях
доверия,
взаимообогащения,
открытого
диалога,
который
ведется
на
равных
и
дипломатично.
Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но
стимулирует
развитие у
наставляемого
индивидуального
видения.
Наставник не обсуждает со своим наставляемым (стажером) личные качества и
недостатки
своих коллег и
руководителей.
Наставник не обсуждает со своими коллегами личные качества и недостатки
наставляемого; соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки
субординации
и
не
разглашает информацию,
которую
передает
ему наставляемый.
Наставник творчески подходит к выполнению своей работы, используя
различные способы обучения, наставляемого и помощи ему в развитии прикладных умений и компетенций.
Наставник
не
боится
признавать
свои
ошибки.
Наставник
помогает
наставляемому
преодолевать
плохое
настроение
и
неудачи, мотивирует, ободряет его и хвалит, если проделанная им работа заслуживает
одобрения.
Наставник не допускает, чтобы его плохое настроение и неудачи сказывалось
на
работе с
наставляемым (стажером).
Наставник
всегда
дает
обратную
связь,
как
положительную,
так
и
отрицательную.
ПАМЯТКА НАСТАВНИКУ
Перед Вами стоит интересная и творческая задача–помочь педагогу, в отношении которого осуществляется наставничество, познакомиться с системой образования, образовательной организацией, включиться в образовательный процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.
Наставником является опытный педагог, назначаемый ответственным за профессиональную адаптацию молодого специалиста, повышение уровня педагогической компетенции. Задача наставника заключается в том, чтобы помочь наставляемому почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить организационные мероприятия, связанные с его назначением на должность, а также передать опыт и знания, необходимые в профессиональной деятельности, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
Рекомендации наставнику по работе с наставляемым
Вместе с начинающим
педагогом
глубоко проанализируйте учебные программы
и
объяснительные записки к ним.
Помогите
составить
календарно-тематический
план,
обратив
особое
внимание
на
подбор
материала
для
систематического
повторения,
практических
работ.
Окажите помощь в подготовке к урокам
.
Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.
Вместе готовьте и подбирайте дидактический материал, наглядные пособия,
тексты
задач, упражнений,
контрольных
работ.
Посещайте уроки молодого
педагога
с последующим тщательным анализом,
приглашайте
его
на
свои
уроки, совместно
их
обсуждайте.
Помогите в подборе методической литературы для самообразования и в его
организации.
Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов
работы.
Помогайте наставляемому своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не
забывайте
отмечать положительное в
его работе.
Учите
не
копировать,
не
надеяться
на
готовые
разработки,
а
вырабатывать
собственный
педагогический
почерк.
При поручении заданий наставляемому поинтересуйтесь, как продвигается их
выполнение,
и
окажите
помощь
в
случае
возникновения затруднений.
12. Будьте доброжелательны к Вашему коллеге и внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие у него вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему.
Рекомендации для наставника по общению с наставляемым
Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно-ориентированные
утверждения,
то
есть
обращайте
большее
внимание
на
действия
наставляемого и старайтесь давать характеристику событиям и этим действиям, а не его
личности.
Используйте
описательные,
а
не
оценочные
высказывания.
Объективно
описывайте
произошедшую
ситуацию,
а
также
свою
реакцию
на
педагогические
действия
и
их
последствия.
Предлагайте приемлемые альтернативы.
При
общении
с
наставляемым
старайтесь
подчеркивать
уважение
к
нему,
проявлять
гибкость,
непредвзятость
и
открытость
новым
идеям.
Стремитесь
не
к
доминированию, а к равноправному двустороннему обмену информацией. Определите
области взаимного согласия или позитивные характеристики нового
педагога
прежде, чем
говорить о возможных разногласиях или негативных характеристиках. Сформулируйте у
него
позитивное
отношение
к
работе
в
организации
и
коллективу,
поддержите
его
энтузиазм
и
уверенность
в
себе, найдите
повод,
чтобы
его
похвалить.
В процессе наставничества делайте особый акцент на сферах, подконтрольных
наставляемому,
а
не
на
тех
факторах,
которые
не
могут
быть
изменены
или
находятся
вне
сферы
его компетенции.
Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение, то есть носить личный
характер, добивайтесь того же и от наставляемого. Старайтесь не заменять слово «я»
безликим
понятием «руководство».
Демонстрируйте
поддерживающее
выслушивание
нового
коллеги.
Обеспечивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки невербального общения.
Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому типу может быть
отнесена
данная
ситуация:
к
наставничеству
или
к
консультированию.
Ожидаемые результаты:
Успешная адаптация молодого педагога в учреждении;
Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах организации образовательного процесса;
Обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;
Совершенствование методов работы педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
Использование в работе педагогов современных педагогических технологий.
Таким образом, наставничество является трудоемким процессом для успешной адаптации молодых педагогов. По мере углубления профессионального участия положительная оценка наставника становится более важной, чем когда-либо. Именно здесь становится важным признание даже небольших успехов.
Подводя итоги, можно отметить, что роль наставника в современном образовании имеет большое значение в становлении молодого педагога. Специалисты быстро проходят адаптацию на новом рабочем месте, чувствуют уверенность не только в своих силах, но и в правильном выборе профессии. Работа с молодыми педагогами также помогает наставнику повысить свою профессиональную компетентность, так как используются передовые технологии и приобретаются новые навыки, взгляды.
Зам. директора по УПР _______________________ С.Н. Стецкова