* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Strong {font-weight: bold;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Роль наставника в спорте.

Наставничество -  универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций,  метакомпетенций  и  ценностей  через  неформальное  взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

В основном, руководство тренировочным процессом осуществляет тренер. Деятельность тренера направлена не только на спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к саморазвитию.

Тренерская деятельность содержит много разнообразных и зачастую противоречивых ролей. Наиболее важными из них являются роли учителя, руководителя-лидера и организатора. Но не стоит забывать о том, что тренер – это человек, который должен быть важной частью жизни своего спортсмена. Для этого необходимо выстраивать отношения, основанные на взаимном доверии и уважении. Если речь идет о детях, то завоевать их авторитет и тем более доверие достаточно сложно. Чем больше разница в возрасте, тем труднее найти подход. Есть ребята, которые очень хорошо идут на контакт, это в основном дети постарше, которые уже успели привыкнуть к тренеру, его требованиям, особенностям характера, манере общения. При условии наличия знаний и навыков в определенном виде спорта, желания работать в роли наставника и умения выстраивать общение с людьми разных возрастов, такие спортсмены могут стать главными помощниками тренера.

Тренер и наставник из числа детей должны иметь общие цели в работе с наставляемыми. Тренер осуществляет общее руководство процессом, подбирает пары, группы, методы работы, но иногда все это происходит стихийно и дети сами выбирают друг друга. В таком случае, необходимо учитывать их мнение для создания психологического комфорта. Нельзя недооценивать роль наставника, пренебрегать его мнением. Юные спортсмены могут не обладать какими-то знаниями, но некоторые вещи они видят по-другому, поэтому их мнение в определенной ситуации имеет большую ценность.

Большую роль играет личный пример наставника. Не только его спортивные достижения, но и дисциплина. Наставник может повысить мотивацию к спорту, поддержать в трудной ситуации, помочь освоить сложные элементы итд. Если говорить о командных видах спорта, то большое значение имеет не только тренер, но и капитан, который при правильном выборе, может стать хорошим наставником не только для начинающих игроков, но и примером в уже сложившемся коллективе. В этом случае личностные качества очень важны. Капитан и наставник должен иметь лидерские качества, а в реализации лидерского потенциала должен помочь тренер. Некоторые ребята обладают всеми качествами наставника, но начальном этапе не особо уверены в себе, не знают с чего начать.

Есть пример, когда лидер из числа детей сам организует спортивную деятельность в свободное время без участия тренера и работы в рамках официальной организации. Так, в 2022 году выпускником 9 класса была организована баскетбольная команда, тренировки которой происходили в свободное время, а состав команды формировался из числа детей разных возрастов. Позже участники данной команды под руководством своего наставника, начали осваивать и другие виды спорта уже в составе официального школьного спортивного кружка, приняли участие в соревнованиях по волейболу, стали более ответственно относить к учебе и здоровому образу жизни.

Руководитель команды в данном случае выступает и в качестве тренера и в качестве старшего друга и наставника. В такой ситуации лидер осознает свою ответственность за команду, необходимость развиваться не только в плане совершенствования физической формы и игровой техники, но и испытывает необходимость получения новых знаний в области тренерской деятельности. Так обучающемуся 10-11 класса приходится помимо школьных предметов осваивать еще и элементы психологии и педагогики, чтобы четко понимать, как выстраивать взаимоотношения в команде, как правильно обучать младших ребят, с учетом их индивидуальных особенностей, как поддерживать мотивацию и решать конфликты. Скорее всего, именно это и повлияло на выбор будущей профессии. Не стоит забывать, что наставники в данном случае сталкиваются с большим количеством трудностей: самостоятельное обеспечение спортивным инвентарем, планирование занятий, организация соревнований, травматизм, дисциплина, общение с родителями, которые часто воспринимают данное занятие своих детей как баловство, а наставника не воспринимают как тренера.

Очень важно поддерживать такое стремление молодежи к занятиям спортом. Хорошо, что есть ребята, которые добровольно готовы взять на себя роль наставника и организовать досуг детей с пользой для их здоровья. В данном случае можно говорить не только о наставничестве, но и о волонтерской деятельности, ведь ребята передают свой опыт безвозмездно, вкладывают силы и тратят время для того, чтобы развивать спорт.