Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Гимназия №8 «Лицей им. С.П.Дягилева»

Город Екатеринбург

«Роль общего фортепиано в обучении учащихся хореографического отделения»

Садакова Вера Николаевна

Педагог дополнительного образования

АННОТАЦИЯ: В данной статье рассматривается важная роль обучения фортепиано в подготовке учащихся хореографического отделения, значимость музыкальной грамотности и понимания музыкальной структуры для успешного исполнения танцевальных композиций. Приводится анализ преимущества обучения фортепиано, такие как развитие музыкального слуха, координации движений и понимания ритма.

Фортепиано занимает особое место в музыкальном воспитании и образовании. Оно имеет центральное значение не только в учебных заведениях, таких как детские музыкальные школы и высшие музыкальные учебные заведения, но и в системе дополнительного образования и массового музыкального воспитания. Фортепиано обладает широким репертуаром и музыкальными возможностями, которые позволяют ему занимать особое положение среди всех музыкальных инструментов. Это объясняет его популярность и востребованность в учебных заведениях, где он является базовым инструментом для обучения музыке.
Классы "общего фортепиано" имеют большое значение для тех, кто занимается музыкой, независимо от инструмента или направления. Поэтому разработка оптимальных методик обучения в фортепианных классах имеет большое значение для всей музыкально-педагогической практики. Важно поддерживать и развивать учебные программы, которые позволяют учащимся приобретать не только технические навыки, но и понимание музыкальной теории, художественных особенностей произведений различных стилей и эпох, а также стимулируют креативное мышление и самовыражение через музыку.

Когда речь идет о специальной работе, предназначенной для обучения на фортепиано, время, необходимое для развития мускульно-технической подготовки, играет важную роль. Для достижения высокого уровня игры на фортепиано требуется значительное количество времени и упорного труда. Во многих музыкальных учебных заведениях требования по части техники часто превалируют, что может привести к диспропорциональному развитию учеников, а также сужению охватываемого материала.

Подобные последствия "гипертрофированного техницизма" могут привести к тому, что учащиеся не выполняют программные требования в области чтения с листа, ансамблевой игры и других важных аспектов музыкального образования. Поэтому важно найти баланс между развитием мускульно-технических навыков и другими аспектами музыкального образования, чтобы ученики могли развиваться гармонично и полноценно.

Занятия фортепиано могут принести большую пользу не только в музыкальном плане, но и в развитии хореографических навыков. Учащийся хореографического отделения, изучая фортепиано, расширяет свой кругозор и приобретает элементарные навыки игры и музыкального мышления. Знакомство с музыкальными терминами такими как мелодия, мотив, кульминация, коданс, музыкальная фраза, предложение и гармония может способствовать его/ее пониманию музыкальных произведений, а также помочь в построении танцевальной композиции и хореографических фигур. Таким образом, занятия по фортепиано несомненно обогащают музыкальный и танцевальный опыт ребенка, а также способствуют его всестороннему развитию.

Начальное обучение игре на фортепиано или другом инструменте должно быть адаптировано к особенностям и интересам учащегося. И может включать в себя изучение музыкальных элементов, которые имеют непосредственное отношение к танцевальному творчеству, таких как ритм, мелодия, фразировка и динамика. Кроме того, на начальном этапе следует уделить внимание формированию музыкального слуха и развитию инструментальной техники, что будет полезно в будущем для танцевальной деятельности. Важно учесть, что занятия музыкой должны быть увлекательными и мотивирующими для ученика, чтобы сохранить его интерес и энтузиазм.

Педагог может использовать разнообразные методы и формы работы для того, чтобы развивать у детей элементарные навыки восприятия музыки. Одним из таких способов является слушание различных музыкальных произведений с целью вызвать у детей яркие эмоции и ощущения, познакомить их с различными жанрами и стилями музыки, а также помочь им развить музыкальный слух.

Начальная беседа педагога о музыке играет важную роль в пробуждении интереса у детей к музыке. Здесь важно выбрать подходящие композиции, которые могут заинтересовать и вдохновить учащихся. Таким образом, дети приучаются ощущать общий характер музыки, а затем научатся различать ее особенности, содержание и выразительные средства. Важно создавать подходящую атмосферу для восприятия и обсуждения музыкальных произведений, что способствует их более глубокому пониманию и анализу.

Выбор образных произведений имеет большое значение для формирования художественного восприятия у начинающих музыкантов. Образная музыка помогает учащимся развивать фантазию и эмоциональное восприятие. Примерами таких произведений могут быть музыкальные композиции, которые вызывают яркие образы или ассоциации, например: Г.Галынин «Зайчик», А.Хачатурян «Скакалка», С.Майкопар «Мотылек», П.Чайковский «Баба-Яга», Д.Кабалевский «Клоуны»

Среди доступных образных произведений в жанре танца и марша, которые могут быть подходящими для начинающих музыкантов, можно выделить следующие: Б.Барток «Крестьянский танец», Э.Тамберг «Кукла танцует», Р. Шуман "Солдатский марш", Д. Шостакович "Марш". Эти произведения являются классическими примерами маршевой музыки, которая подходит для использования в хореографии или на уроках танца. При этом важно учитывать возраст и уровень подготовки детей, чтобы подбирать соответствующий музыкальный материал.

Прослушивание музыкальных произведений на начальной ступени важно для развития у детей слухового опыта и умения улавливать выразительность мелодий различного характера и окраски. Работа с музыкой позволяет детям обогащать свои эмоциональные навыки. К тому же, изучение различных жанров музыки поможет закрепить представление о музыкальных стилях и направлениях. А проведение прослушивания в группах от двух до пяти человек позволяет учащимся обсудить впечатления от произведений и делиться своими мыслями, что также способствует лучшему пониманию и восприятию музыки.

Очень важно помнить о том, что эмоциональное и активное восприятие музыки является основой приобщения учеников к музыке. Простое "слушание" музыки не всегда позволяет полностью почувствовать глубину и содержание музыкального произведения. Важно научить детей слушать музыку как содержательное искусство, которое несет в себе жизненные идеи и образы, выражает мысли и чувства композитора. Только тогда музыка сможет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль в развитии духовного мира школьников. Размышление о музыке поможет детям лучше понять ее смысл и влияние на человеческую душу.

Например, для проведения урока с элементами "Слушаем - сочиняем рассказ" можно выбрать разнообразные музыкальные произведения, которые могут вдохновить учащихся на составление своих рассказов. Вот несколько возможных вариантов: П. И. Чайковский «Болезнь куклы», П. И. Чайковский «Новая кукла», С. Прокофьев «Сказочка», С. Прокофьев «Прогулка», С. Майкопар «Маленький командир» (для мальчиков).

В младшем школьном возрасте дети могут проявлять разную степень творческого потенциала. Работая с ними, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для развития их творческих способностей. Использование музыки как стимула для творчества детей - отличная идея. Процесс прослушивания музыки и последующего изображения своих впечатлений в рисунках помогает детям развивать воображение, эмоциональное восприятие и творческий потенциал.

Для того чтобы дети лучше понимали, что требуется от них во время урока, можно начать с постепенного введения концепции. Например, можно использовать простые и яркие музыкальные произведения и предложить детям нарисовать то, что они представляют при прослушивании каждой композиции. Постепенно можно переходить к более сложным музыкальным образам, расширяя спектр восприятия и выразительных возможностей учащихся.

Важно также проводить разбор музыкальных произведений, обсуждать их влияние на детей, а также учить понимать и интерпретировать музыку с помощью слов и рисунков. Такой подход позволит детям глубже погрузиться в мир музыкального искусства и развить свое восприятие и понимание музыки. Также можно обсудить с учениками эмоциональную составляющую танца - какими эмоциями они хотели бы поделиться через свой танец и какую историю они могли бы рассказать с помощью движений. Такой урок поможет ученикам развивать свое хореографическое мастерство, творческий потенциал, а также способность к самовыражению и творческому мышлению.

Конечно, уроки фортепиано предполагают развитие как художественной, так и технической стороны игры на инструменте. Параллельно с развитием музыкальной чувствительности и хорошего вкуса в музыке, важно также уделить внимание техническим аспектам игры. Постепенное введение азов музыкальной грамоты и формирование правильной постановки рук - это отличная идея. Это поможет ученикам не только научиться играть мелодии, но и усвоить основы музыкальной теории и понимания композиций, которые они исполняют.

Использование металлофонов или ксилофонов вместе с фортепиано для формирования ансамблей с самого начала обучения позволит ученикам сразу же развивать не только музыкальные навыки, но и навыки взаимодействия в музыкальной группе. Это также поможет ученикам лучше понимать роль каждого инструмента в музыкальной композиции, что может быть очень полезным для их общего музыкального развития. Создание ансамблей с использованием нескольких инструментов сразу на начальных этапах обучения также подготовит учеников к более сложным музыкальным сценариям в будущем. Такой подход к обучению позволит ученикам не только улучшить свои музыкальные навыки, но и получить ценный опыт коллективной работы и взаимодействия в музыкальной группе.

Программа "общего фортепиано" с ансамблями, джазовыми произведениями и лёгкими переложениями классической музыки на джазовую, предоставляет ученикам разнообразный и интересный музыкальный опыт. Включение старших классов хореографического отделения или учащихся народного отделения в школьные концерты создаст возможность для студентов проявить себя в ансамблевом исполнении и расширит музыкальное сообщество школы.

Знакомство учеников с классикой в другой транскрипции через джазовые произведения и переложения классической музыки откроет им новые грани музыкального искусства. Это также поможет им развить аппрециацию к различным музыкальным жанрам и стилям. Предложение ученикам знакомиться с произведениями Грига и Бетховена также обогатит их музыкальное образование и позволит им углубить свое понимание музыкального репертуара.

Возможно использование эстрадной музыки, эстрадных песен и детского репертуара в программу "общего фортепиано". Это поможет ученикам расширить свой музыкальный кругозор и поддерживать интерес к музыке различных жанров. Пение эстрадных и детских песен может быть важным аспектом обучения, поскольку это позволит детям не только играть на фортепиано, но и активно участвовать в пении, что способствует развитию музыкального слуха и обогащению репертуара.

Все эти идеи помогут в создании увлекательной и разносторонней образовательной программы "общего фортепиано", которая будет изобиловать творческими возможностями для развития музыкальных навыков учеников. Кроме того, важно обеспечить разнообразие музыкального материала, чтобы дети имели возможность познакомиться с разными жанрами и стилями музыки, что также способствует их эстетическому развитию. А правильное представление об основах хореографии и связи с музыкой является важным аспектом обучения. Учащиеся должны понимать принципы ритма, музыкальной динамики и выразительности, чтобы лучше воспринимать и исполнять хореографические композиции. Корректировка программы по общему фортепиано для хореографических классов может значительно обогатить образовательный процесс и помочь учащимся более глубоко понять связь между музыкой и танцем.

Это также подчеркивает важность роли педагога, который не только передает знания, но и вдохновляет учеников на творческий труд и постижение новых аспектов искусства. Взаимопонимание и сотрудничество между педагогом и учеником действительно играют существенную роль в процессе обучения и формировании интереса к хореографии и музыке.

Список литературы:

Альбом для фортепиано: Лёгкие переложения для младших классов детских музыкальных школ./ Сост. и перелож. Э. В. Денисов. - М.:Музыка, 1999. - 64с.: нот.

Буратино за фортепиано: Популярные детские песни в самом лёгком переложении./ Перелож. Г. И. Фиртич. - СПб.: Композитор, 1998 - Вып. 4.- 22с.: нот.

Ключарева Т. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики: Сб. ст./ Сост. - ред. В. А. Натансон. - М.: Музыка, 1997. - Вып. 1. - 230с.

Лещинская И. Развитие восприятия музыки при обучении игры на фортепиано // Вопросы методического начального музыкального образования: Сб. ст. / Сост. - ред.: В. И. Руденко, В. А. Натансон. - М.: Музыка, 1981. - 230с.: - ил. нот.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - 3-е изд. - М., 1967. - 265с. 13. Смирнова Т.И. Фортепиано: Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей: Методические рекомендации. - М.: Изд. ЦСДК, 1994. - 56с.

Хромушин О. Десять пьес для начинающих джазменов. - СПб.: Композитор, 2001. -11с.: нот.

Обучение игры на фортепиано: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов по спец. №2119: Музыка и пение. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.

Ярмолович Л. Классический танец: Метод. Пособ. - Л.: Музыка, 1986. - 88с.: нот.

Школа игры на фортепиано / общ. ред. А. Николаева. - изд. испр. и допол. - М.: Музыка, 2001. - 199с.: нот.