Статья: «Роль педагога в формировании и развитии личности дошкольника»
Аннотация: в данной статье автор делает попытку рассмотреть вопрос о роли воспитателя в формировании и развитии личности дошкольника. Произведен анализ литературных источников в области исследований личностных особенностей педагогических работников дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: дошкольный возраст, личность ребенка, индивидуализация, эмоциональная отзывчивость, воспитатель, познавательный интерес.
В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организованных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни. Для дошкольников данной средой является группа детского сада, в которой они ведут совместную деятельность, устанавливают новые коллективные взаимоотношения. [3]
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.
Роль педагога в развитии ребенка – это повседневная работа c детьми, знание их способностей и интересов, защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, умение определить способности ребенка. При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на те или иные действия ребенка или события. Искренне радуясь успехам малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Во взаимодействии педагогов и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Труд педагога заключается в том, что большую часть времени он проводит с детьми детского сада, и от того, как он воздействует на ребенка, зависят результаты воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении, которая состоит в тесной связи с процессом формирования характера дошкольников. [1]
В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество.
В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния личностных качеств воспитателя на развитие личности ребенка. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.
Каждый педагог берет на себя ответственность за молодое поколение, вместе с тем за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом. Современные ученные выделяют доминантные качества личности педагога, отсутствие которых влечет за собой невозможность эффективной и результативной педагогической деятельности. Среди них можно выделить следующие: честность, справедливость, любовь к детям, умение дружить с детьми, находить радость в общении с ними, верить в тo, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, принимать близко к сердцу детские радости и горести, знать душу ребенка, никогда не забывать, что и сам он был ребенком.
К. Д. Ушинский был убежден, в том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности». [4] Педагог выступает как ценностная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Эти качества реализуясь в деятельности воспитателя обеспечивают ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а c другой - реализация функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.
В работе c детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а следовательно, должен вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т.е. действенное проявление любви. Педагогу важно развивать у себя способность к пониманию внутреннего мира воспитанника, умение «влезть в шкуру ребенка» (образное и удивительно меткое выражение Н.К. Крупской). Психологи это качество называют эмпатией (растяжение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие изменения в поведении малыша, который еще не сможет высказывать словами свои желания, чувства.
Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности. Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога.
Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздействия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привлекают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?».
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, c помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное. Педагогу нередко приходится быстро находить нужное решение, и оно будет правильным, если помнить об особенностях ребенка (неустойчивость интересов, проявление недоброжелательного отношения к товарищам и пр.), знать о его привязанностях. [2]
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников. Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Нo и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знание особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.
Список литературы
1.Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.:Издательский центр «Академия», 2002. -160 с.
2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 1985. – 20 с.
3. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. - В кн.: Формирование личности ребенка в общении.- Питер, 2009. – 209 с.
4. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1953. - Т.1.-С. 266.
Головлева Любовь Евгеньевна
ГБДОУ №51, воспитатель