Попова Л.Н.,
(воспитатель, МБОУ «СОШ № 41», Бийск)
Сотрудничество педагогов и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. С самого рождения любой человек испытывает потребность не только в уходе и удовлетворении своих физических и физиологических потребностей (потребностей в пище, тепле и безопасности), но и в общении с любящими его людьми. Через такое общение передаются человеческие ценности: способность любить, сопереживать, понимать себя и других, контролировать свои эмоции, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут восприниматься только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка. Таким образом, роль, которую играет семья в жизни любого человека, невозможно переоценить. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого начинает формироваться. Для него семья – это самые родные люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от его состояния здоровья, социального статуса и индивидуальных особенностей. Здесь у него есть возможность попросить о помощи, поддержке и найти понимание, сочувствие, любовь.
Не секрет, что в последнее время увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Для семьи, которая воспитывает ребенка с речевыми нарушениями, важной функцией является коррекционно-развивающая, цель которой – восстановление правильной речи. Семья, имеющая ребёнка с нарушением речи, часто попадает в изоляцию, так как родители обычно ограничивают общение с окружающими, с социумом. Но, а те родители, которые устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическую группу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагоги научат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Педагоги должны постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Серьёзной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. В настоящее время актуальным является острая потребность работы ДОО с семьёй.
Современные условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Логопедические группы не могут принять всех нуждающихся. Дети с ОВЗ, имеющие речевые нарушения, живут и развиваются в общеобразовательных дошкольных группах, поэтому очень важно организовывать сотрудничество путем консультативно-коррекционной деятельности, подразумевающей тесную взаимосвязь в работе по преодолению нарушения между учителем-логопедом, воспитателями группы, которую посещает ребёнок, самого ребёнка и его родителей. Для того чтобы работа учителя-логопеда и воспитателя с родителями осуществлялась конструктивно, необходимо привлекать родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе. Задачи педагогов, не используя элементов назидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать ему. Руководя деятельностью родителей, учитель-логопед и воспитатель, как активный участник коррекционного процесса, должен обратить внимание на различные моменты: поэтапное выполнение заданий логопеда и затруднения при усвоении нового материала, какие навыки необходимо закрепить дома. При регулярных контактах с родителями, как учитель-логопед, так и воспитатель может продуктивно проводить беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, давать рекомендации для проведения домашних упражнений, обмениваться мнениями о состоянии речи и успехах ребёнка, об особенностях работы с ним. Консультации, семинары-практикумы, совместные практикумы с детьми, детско-родительские проекты, совместные развлечения позволяют познакомить родителей с различными игровыми приёмами, направленными на развитие речи дошкольников. Данные формы сотрудничества стимулируют у них мотивированное отношение к коррекционной работе с детьми. Подборка методической литературы по проблеме помогает родителям осуществлять речевое общение с детьми вне дошкольного учреждения. Эффективными стимуляторами являются наглядные формы работы: оформление стендов «Что можно сделать для развития речи дошкольников?», фотовыставок «Как мы отдыхаем летом!», папок-передвижек «А, как речь-то говорит, словно реченька журчит», выпуск речевых газет «Говорилка» (сами родители подбирают рублику «Устами детей»), буклетов «Учим детей говорить правильно», листовок «Речь ребенка» с практическими советами, игровыми упражнениями, теоретическим материалом. Дни открытых дверей для родителей проводятся с целью увидеть, как занимается их ребёнок, познакомиться с работой учреждения. Разнообразные формы работы позволяют повысить уровень психолого-логопедической компетентности родителей, вселить уверенность в своих силах. Родители осуществляют реальный вклад в развитие своего ребёнка: постоянная демонстрация своей заинтересованности в качестве звукопроизношения ребёнка, всегда и везде исправление ошибок в речи ребёнка; пример взрослых: ясная, четкая, грамматически правильная речь, показ правильной артикуляции звуков; обязательная похвала за каждое волевое усилие ребёнка, направленное на самоконтроль, продолжение совместной деятельности дома по программе группы и выполнение вместе с ребёнком домашнего задания. (Никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющих различные речевые нарушения); развитие связной речи (беседы «по душам» с использованием ребёнком полных предложений; рассказывание знакомых сказок; просмотр фильмов и телепередач с последующим обсуждением); привлечение детей к посильной помощи дома с целью развития общей и мелкой моторики (перебирать крупу; чистить отварной картофель и яйца, лепить пельмени; пришивать пуговицы и т.д.).
Таким образом, систематическое и планомерное коррекционное обучение учителем-логопедом, воспитателями всех участников образовательного процесса способствует повышению мотивации у детей к преодолению речевого нарушения. Дети с удовольствием общаются в процессе организованной образовательной деятельности. Хочется подчеркнуть, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников. Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни. Радует детей, и, конечно же, их родителей созерцание результатов своего труда, когда родители активно интересуются успехами своих детей, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность безотказно действуют на детей.
Литература
1. Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с ОНР [Текст]: Ю.В. Микляева; // Дефектология. – 2001. - № 4. – с. 77-80
2. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста – дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) [Текст]: Г.А. Мишина. // Дефектология. – 2001. - № 1. – с. 60-65.
3. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина А.В.: // Дефектология. – 2005. - № 1. – с. 3-10
4. Хрипкова А.Г. Взаимодействие детского сада, семьи и общественности [Текст]: / А.Г. Хрипкова. – М.: Педагогика. - 1978. – 176с