Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Семья — это главная ячейка общества, где закладываются основные мировоззрения человека, влияющие на всю его дальнейшую жизнь. Именно там человек получает первую информацию об окружающем мире и человеческом обществе, там у него формируются первые представления о жизни. Если внимательно расмотреть воспитание в семьях дедушек, бабушек, изучить эти воспоминания, то окажется, что делали бабушки, матери, отцы, деды и другие их родственники: они внимательно слушали детей, прислушивались к их мнению. Этот аспект их воспитания не стоит оставлять без внимания. Путем исследований было установлено, что в неполных семьях воспитать ребёнка труднее, чем в полной семье. Для формирования модели поведения ребёнку нужен личный пример каждого родителя. Именно поэтому необходимо следить за тем, чтобы после развода родители, имеющие ребенка, смогли сохранить добрые отношения. Дети до шести лет часто подражают кому-то, который в их понимании является их идеалом. Чаще для мальчиков таковыми являются различные супергерои, а девочки мечтают стать принцессами. С возрастом, конечно, это проходит. Некоторые родители в воспитании детей допускают излишнюю строгость, не разрешают шалости и наказывают за малейшие ошибки. Такие дети вырастают более замкнутыми, пугливыми и асоциальными. Как правило, они испытывают определенные трудности в адаптации в обществе. Другие родители, наоборот, в воспитании детей допускают излишнюю мягкость и вседозволенность, что, конечно же, не может пойти на пользу ребёнку — они вырастают эгоистичными и избалованными, что, опять же, создает трудности в адаптации в социуме. Роль каждого родителя в воспитании детей несколько разнится. Матери, например, ответственны за эмоциональное воспитание детей. Они помогают детям прививать с детства: любовь к людям, животным, быть добрыми, внимательными, чуткими. Отцы, больше отвечают за ориентацию детей в реальном мире, где зачастую правит сила и чувство превосходства. Дети, очень часто, перенимают такое воспитание через призму взаимоотношений с родителями. С раннего детства, важно живое общение с ребёнком. Это время, когда он ещё не полностью знаком с миром вне семьи и детского сада, и поэтому ребёнок пока не способен сделать правильные выводы из той или иной истории.
Очень часто в воспитании детей, родители совершают типичные ошибки: на основе собственного, часто негативного опыта формируют в сознании ребёнка неверное представление. Например, отец, имевший проблемы с законом, внушает своему ребёнку мысль, что полицейские плохие люди и так как папа для ребёнка авторитет, он вырастает в убеждении, что от представителей этой профессии нельзя ждать ничего хорошего. Как было отмечено, личный пример — самый важный. Мать сама неопрятная и сварливая, не может ожидать от дочери, что она будет расти чистоплотной и вежливой, а отец, вечно конфликтующий с другими и выпивающий, в будущем не может ждать от сына иного поведения.
В современном обществе функцию воспитания часто берут на себя различные гаджеты. Это, может быть, удобно для родителей, но ничто не заменит в семье живого общения. В наш быстрый век общение между членами семьи бывает весьма ограниченным — родители работают, ребёнок посещает детский сад. Они встречаются только за завтраком или ужином. Именно это время можно превратить в процесс воспитания.
Во время завтрака можно с ребёнком составить план на день, а во время ужина подвести его итог, анализируя действия ребёнка. При этом надо терпеливо отвечать на его вопросы. Важно, чтобы ребёнок чувствовал свою значимость, что его мнением и делами интересуются его родители. Это может помочь в дальнейшем избежать множества проблем в семье.
Воспитание в условиях семьи незаметный процесс, на первый взгляд. Оно протекает естественно, складывается из системы методов и мер, которые постоянно соблюдают родные. Маленький ребенок, получает всю информацию от родных и близких. Он еще мало контактирует с другими людьми. Все выводы о нормах поведения, устоях жизни, моральных ориентиров, ребенок получает из родного окружения. Семейное воспитание для детей дошкольного возраста будет являться отправной точкой. Оно определяет, как состоится личность и сложится дальнейшая жизнь. Вопросы о трудностях семейного воспитания, детей дошкольного возраста, активно обсуждаются. Для помощи родителям разработаны методики, которые позволяют облегчить процесс. Необходимо помнить, что у дошкольника любая социальная потребность прямо или косвенно преобразуется в общении с родителями, их любви и внимании.
В отличие от педагогического процесса в образовательном учреждении, воспитание в семье происходит в ходе организации повседневной жизни: совместных дел, игр, разговоров близких с ребенком. Можно сказать, что ребенка дома воспитывает весь уклад жизни семьи, где участвуют все близкие люди, окружающие ребенка:родители, бабушки, дедушки, братья и сестра.
Определяя воспитательный потенциал семьи, исследователи определяют такие его важнейшие составляющие, как характер внутрисемейных взаимоотношений, семейное общение, культура семьи и семейные традиции. Решающим фактором семейного воспитания внутрисемейные взаимоотношения-родных с ребенком и членов семьи между собой. Открытые, доверительные отношения, построенные на принятии значимости потребностей каждого из членов семьи, поддержки его достижений и помощи в преодолении трудностей определяют оптимальный характер семейного воспитан
Методы семейного воспитания -это способы взаимодействия родителей с детьми, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. На выбор родителями методов семейного воспитания влияет множество факторов: личностные особенности родителей, их сознательные и бессознательные установки касательно эффективности отдельных методов воспитания, особенности взаимоотношений взрослого с ребенком, педагогическая культура родителей и другое.В семейном воспитании дошкольников используются такие методы, как:
- личный пример родителей, объяснение, беседа, убеждение;
-требование, контроль;
-приучение, упражнение;
-поощрение, наказание.
Особое место в методике семейного воспитания занимает игровой подход как условие успешного применение различных методов.Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной поведенческой особенностью дошкольников, как подражательность. Они с удовольствием копируют манеру говорить, стиль общения, привычки старших. Таким образом, дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится и образом для подражания взрослеющих детей.