Роль сказкотерапевтических игр в коррекции нарушений у детей с особенностями развития

Одной из актуальных проблем, с которой современная школа сталкивается, является адаптация детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа таких детей в образовательной системе. По данным Д. И. Фельдштейна (2011 г.), их доля в общей популяции составляет в среднем 19,8%. Внедрение новых образовательных программ усугубляет разрыв между психофизиологическими возможностями детей с особыми образовательными потребностями и растущими информационными и динамическими характеристиками современной социокультурной среды. Недостаточное развитие познавательных процессов является главным источником трудностей, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в процессе обучения, но также существенной проблемой является повышенная тревожность и чувство страха.

Одним из актуальных методов коррекции нарушений у детей с особенностями развития является сказкотерапия. Это направление практической психологии использует метафорические ресурсы сказок для развития самосознания и установления особых взаимодействий между людьми, что способствует формированию их субъектности.

Сказкотерапия можно рассматривать как систему воспитания, учение и язык. Сказка представляет собой богатый материал для терапии, который может использоваться в нескольких аспектах, таких как анализ, рассказывание, создание собственных сказок, обсуждение поведения и мотивов персонажей, ролевые игры с использованием кукол, а также рисование.

Дети с особенностями развития, как правило, имеют низкую самооценку, переживают повышенную тревожность и чувство страха, связанное с недостаточной уверенностью в своих силах. Путем прослушивания сказок, дети могут найти в них отражение своей собственной жизни и стремиться использовать положительные образы героев для преодоления своих страхов и проблем.

Сказкотерапия определяется как процесс, который устанавливает связь между событиями в сказке и поведением в реальной жизни, позволяя переносить смыслы из сказки в реальность.

Поэтому перед применением этого метода в 5 классе с учащимися, у которых были задержки в психическом развитии, был проведен анализ уровня их ситуационной и личной тревожности с использованием методики Спилберга-Ханина.

Результаты опроса показали, что 8% детей имели очень высокий уровень тревожности, 76% - повышенный уровень тревожности, 8% - средний уровень, и еще 8% - низкий уровень тревожности. Кроме того, было обнаружено, что тревожность связана не только с самооценкой и ближайшими учебными испытаниями, но также с переходом в среднюю школу и появлением новых учителей по каждому предмету.

Основной целью коррекции эмоциональных нарушений является снижение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, связанных с эмоциональными нарушениями, такими как агрессия, повышенная возбудимость, тревожность и другие.

Игра представляет собой эмоционально насыщенную форму активности детей, которая способствует как эмоциональному, так и интеллектуальному освоению системы человеческих отношений и окружающей действительности. Путем специально организованных коррекционных игр дети с особенностями развития удовлетворяют различные потребности, такие как потребность в общении, активных действиях, узнавании нового и выражении собственных чувств и отношений к событиям игры. Игра способствует развитию эмоциональной воли, формированию личности, обогащению внутреннего мира и развитию способности преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также укрепляет интеллектуальные способности ребенка. Таким образом, игра способствует развитию тех навыков, которые впоследствии оказывают влияние на успешность образовательной и трудовой деятельности ребенка, а также на его социализацию.

Е. Л. Набойкина отмечает, что сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности детей с особенностями развития:

  1. Потребность в автономии: в каждой сказке герой действует самостоятельно, принимает решения и действует, полагаясь на свои собственные силы.

  2. Потребность в компетентности: герои сказок способны преодолевать сложные препятствия и часто достигают успеха, несмотря на временные трудности.

  3. Потребность в активности: герои сказок всегда находятся в движении, совершают действия, встречают других персонажей и решают задачи. Иногда активность героев может быть вызвана внешними обстоятельствами или другими персонажами.

Сказка побуждает детей сопереживать героям, что помогает им приобретать новые представления о мире, развивать свой эмоциональный опыт.

Коррекционные сказкотерапевтические игры направлены на решение различных психологических задач, таких как развитие сенсорно-перцептивной и психомоторной сфер, познавательных процессов, коммуникативной сферы, а также на гармонизацию и развитие эмоционально-волевой сферы и развитие речи.

Е. Л. Набойкина в своей книге "Сказки и игры с "особым" ребенком" рассматривает игры, каждая из которых направлена на решение определенных коррекционных задач. Например, игра "Путешествие в Страну Чувств" способствует развитию и гармонизации эмоциональной сферы детей. "Муха-Цокотуха" направлена на развитие и гармонизацию эмоциональной сферы. Игра "Теремок" решает задачи коррекции и развития сенсорно-перцептивной, психомоторной и эмоциональной сфер, а также развивает коммуникативные навыки и связную речь. Игра "Разговор по телефону" помогает моделировать социальные ситуации и способы поведения, развивать пространственное мышление, зрительное восприятие, творческое воображение и эмоциональную адекватность. Игра "Три поросенка" направлена на снятие психоэмоционального напряжения, накопление положительного эмоционального опыта, развитие мотивации к поддержке и сотрудничеству, а также на развитие пространственного и зрительного восприятия.

В моей педагогической работе с учащимися из коррекционных классов, я уделяю большое внимание использованию игровых технологий с целью уменьшения уровня тревожности и облегчения периода адаптации. После применения метода сказкотерапии, мы провели повторную оценку самооценки уровня тревожности у учащихся. Анализ ответов показал, что 25% детей имели средний уровень тревожности, в то время как 75% имели низкий уровень тревожности. Полученные результаты свидетельствуют о значительном снижении уровня тревожности, что может быть объяснено завершением периода адаптации при переходе в среднее звено. Однако важную роль сыграли специальные игровые занятия, которые, как отмечают сами дети, помогли им преодолеть страх перед устными выступлениями перед публикой, улучшить развитие их речи и расширить словарный запас.

Таким образом, вовлечение детей с особенностями развития в сказкотерапевтические игры позволяет им повысить самооценку, снять чувство тревожности, развить коммуникативные навыки и, следовательно, легче адаптироваться к социокультурной среде и почувствовать себя успешными.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests