Роль современных арт-технологий в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей. Творчество способствует разностороннему развитию детей и выполняет важнейшие функции, связанные с интеллектуальным, коммуникативным и эмоциональным развитием.

Под творческими способностями следует понимать совокупность индивидуально-психологических особенностей и приобретенных знаний, умений и навыков, применяемых в определенной деятельности и обеспечивающих ее успешное выполнение, результатом чего является создание нового продукта.

Развитие творческих способностей в старшем дошкольном возрасте имеет специфику, обусловленную такими качествами, как инициативность, самостоятельность, воля, расширение кругозора. Развивается память, наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуется речь. Для развития творческих способностей большое значение имеют произвольное внимание, достаточно развитое зрительное и слуховое восприятие, продуктивное воображение. Творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста характеризуется оригинальностью и продуманностью решений, наличием причинно-следственных связей, самоконтролем, проективной направленностью.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика и психология находится в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование арт-технологий и организацию самостоятельной творческой деятельности детей, ведь в современном обществе родители стараются сделать акцент на интеллектуальное развитие ребенка. Тем самым, не замечая большой нагрузки на ребенка - это является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать и реже проявляют настоящие положительные, здоровые эмоции (восхищение, удивление, сопереживание и т.д.) отсутствует чувство счастья, собственной значимости и индивидуальности. Научные исследования подтверждают, что дети, которые занимаются творчеством, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений а формирование эстетических чувств и художественного вкуса решаются во взаимосвязи с задачами всестороннего развития личности ребёнка и находятся в поле повышенного интереса психологов, педагогов, учёных, подтверждая актуальность данной проблемы.

Среди основных педагогических оснований для применения арт – технологий важных для развития творческих способностей ребенка можно выделить следующие:

1) арт-технологии решают большой спектр задач, связанных с развитием, коррекцией и поддержанием благоприятного психо - эмоционального состояния ребенка;

2) арт-технология вариативна, проста в исполнении и доступна каждому ребенку;

В теории и практике дошкольных учреждений сложилось мнение, что арт-технологии способствуют творческому развитию личности ребенка. Арт-технологии – это методы, приемы, формы и средства различных видов искусства, применяемые в образовательном процессе с целью раскрытия и развития творческого потенциала личности обучающихся и осознания значимости изучаемых научных фактов, предметов, явлений. К основным современным арт-технологиям, применяемым в работе с детьми дошкольного возраста, относятся арт-изо, арт-лепка, арт-песок, арт-сказка, арт-театр, арт-ритмика, арт-музыка.

Виды арт-технологий тесно связаны между собой, их можно и нужно совмещать, для более интенсивного влияния на положительное эмоциональное состояние ребенка. Имея широкий выбор техник, арт-технологию можно подобрать для каждой из пяти сфер развития ребенка (социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие).

Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует методическое обеспечение развития творческих способностей старших дошкольников средствами арт-технологий.