Роль учителя-логопеда в современном образовании.
«Высокий профессионализм – это обращенное в профессию творчество»
Л.Гинзбург.
Трудно переоценить значение правильной и чистой речи для современного человека. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы.
Школа перешла на более высокий уровень обучения детей. Вместе с тем начало систематического обучения в школе предъявляет ряд требований к организму ребенка. Одно из них – наличие правильной речи.
Любые недостатки речи нарушают процесс развития ребенка в целом, ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы, затрудняют освоение школьной программы.
В настоящее время логопедическая помощь оказывается почти во всех дошкольных учреждениях нашего города, но к сожалению в школах логопедов практически не осталось. Ситуация осложняется появлением детей беженцев и сирот при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим «некогда» заниматься воспитанием детей, а также детей вынужденных мигрантов, безработных, одиноких матерей и из неблагополучных семей. Эти обучающиеся, чаще всего, не посещавшие детские сады, обладают замедленным темпом интеллектуального и психофизического развития, имеют бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, недостаточно развитую мелкую моторику. Если такие дети не получают квалифицированную логопедическую помощь, дефекты речи могут препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить их общее развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических особенностей, что в дальнейшем создает трудности в социальной и трудовой адаптации.
Учителя логопеды проводят консультирование родителей, обследование речевого развития детей и проводят коррекционную работу по преодолению речевых нарушений. Успех коррекционной работы зависит от профессионализма учителя-логопеда, активного участия родителей и готовности самого ребенка к обучению. К каждому ребенку и его родителям логопед ищет индивидуальный подход, проявляя спокойствие и терпение, коммуникабельность и артистичность. Хочется привести слова одного из основоположников отечественной логопедии Е.Ф.Рау: «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления речевого дефекта». Учитель- логопед должен быть подготовлен к работе в новых условиях. В современных условиях меняется и роль учителя – логопеда, так как на фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования. Учитель-логопед переосмысливает цели, содержание, методы вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. Реалии повседневной жизни все чаще ставит перед логопедами вопрос об их месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности.
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращение в 1990 г. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами. Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги – это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, то есть используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных, так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношения и т.д.
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами и единомышленниками, родителями.
Методическое объединение учителей-логопедов, дефектологов – это профессиональное сообщество энергичных, целеустремленных и творческих педагогов, которые активно представляют опыт своей работы на различных уровнях. Авторские материалы опубликованы в сборниках научно-практических конференций, на страницах сети работников образования, сайтах образовательных учреждений. Учителя-логопеды, дефектологи являются участниками и победителями муниципальных и региональных конкурсов.
Проанализировав работу учителей-логопедов, дефектологов в школах видно, какие трудности встают на их пути: увеличение численности обучающихся с нарушением речи, неоднородный состав речевых патологий у школьников (что создает проблему комплектации групп), нет должной преемственности в работе дошкольных и школьных логопедических служб, недопонимание со стороны администрации школ (как следствие очень мало открытых логопунктов в городе), сокращение кадрового состава (потеря рабочих мест).
« Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, что мы делаем, мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше чем мы, чтобы они могли сделать то, что возможно не успеем сделать мы, чтобы из их успеха сложилось наше успешное будущее» В.В.Путин.
И в наше просвещенное время создание условий для детей, имеющих проблемы в развитии должно быть приоритетным.