* {font-family: Times New Roman; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 20pt; color: #0F4761;} h2 {font-size: 16pt; color: #0F4761;} h3 {font-size: 14pt; color: #0F4761;} h4 {color: #0F4761; font-style: italic;} h5 {color: #0F4761;} h6 {color: #595959; font-style: italic;} h7 {color: #595959;} h8 {color: #272727; font-style: italic;} h9 {color: #272727;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 20pt; color: #0F4761;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 16pt; color: #0F4761;} .Заголовок 3 Знак {font-size: 14pt; color: #0F4761;} .Заголовок 4 Знак {color: #0F4761; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #0F4761;} .Заголовок 6 Знак {color: #595959; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #595959;} .Заголовок 8 Знак {color: #272727; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {color: #272727;} .Title {font-size: 28pt;} .Заголовок Знак {font-size: 28pt;} .Subtitle {font-size: 14pt; color: #595959;} .Подзаголовок Знак {font-size: 14pt; color: #595959;} .Quote {color: #404040; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Intense Emphasis {color: #0F4761; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #0F4761; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #0F4761; font-style: italic;} .Intense Reference {color: #0F4761; font-weight: bold; font-variant: small-caps;}

Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика.

Необходимость осмысления перемен, происходящих в современном образовании, очевидна. На смену педагогики грамотности, когда система знаний, умений и навыков рассматривается как конечная цель, приходит гуманно-личностная педагогика, в которой абсолютной ценностью признан ребёнок в процессе его ''возрастания до идеального ОБРАЗА''.

Учителю, государство и народ доверяет самое ценное — детей, нашу смену, наше будущее, нашу надежду. Каждый человек, воспитанный учителем, получает путевку в широкую жизнь. Велика ответственность учителя, но глубоки и то счастье и удовлетворение, когда он видит плоды дел своих учеников. Велика награда учителю — благодарность от воспитанных им героев России, ученых, летчиков-космонавтов и многих других граждан.
Российский учитель основной целью своей педагогической деятельности ставит подготовку граждан общества, а поэтому у него каждый момент обучения всегда воспитывает, каждая задача, каждый пример направлены на понимание учащимися окружающей жизни.

Нравственный долг и подвиг учителя заключаются в том, чтобы всегда и везде, словом, делом и личным примером воспитывать доверенных ему детей. Нет такого мгновения, когда учитель может считать себя свободным от обязанности воспитывать в своем ученике человека и гражданина.
Учитель начальной школы - самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является основой всех других профессий в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Учитель начальных классов это, учитель, воспитатель, психолог в одном лице. Он дает уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский досуг.

В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и обучение, и успех этого процесса зависит от их успеха в школе. Учитель начальной школы играет огромную роль в обучении своих учеников. От результатов деятельности учителя зависит, каким будет наше общество завтра. Образовательная деятельность и сформированные в ней основные психические новообразования становятся главными факторами не только интеллектуальной сферы, но и всей личности ребенка, определяющими пути и особенности их развития.

Преподавание рассматривается не как прямая трансляция знаний учителя ученикам, а как совместная-совместная работа учителя и учеников по овладению знаниями и решению задач. Поэтому задача педагога - создать условия для формирования и развития в процессе воспитания тех качеств личности, которые отвечают потребностям общества.

Поступление в школу вносит существенные изменения в жизнь ребенка. Весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье резко меняются. Основной и основной деятельностью отныне становится обучение, важнейшей обязанностью является обязанность учиться, приобретать знания. А обучение - это серьезная работа, требующая организации, дисциплины, волевых усилий ребенка. Школьник включен в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться до 11 лет.

Основной деятельностью, ее первой и важнейшей обязанностью становится обучение-приобретение новых знаний, умений и умений, накопление систематической информации об окружающем мире, природе и обществе.

Конечно, не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к преподаванию. Они еще не понимают, зачем надо учиться. Но вскоре выясняется, что учение - это работа, требующая волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной деятельности, самоограничения. Если ребенок не привык к этому, то у него возникает разочарование, возникает негативное отношение к обучению. Чтобы этого не произошло, педагог должен внушить ребенку мысль, что обучение - это не праздник, не игра, а серьезная и напряженная работа, но очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного и необходимого. Важно, чтобы сама организация воспитательной работы подкрепляла слова учителя.

Вначале ученики начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится на основе отношений с коллективом. Большую роль играет личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Поначалу он проявляет интерес к самому процессу воспитательной деятельности без осознания своей важности. Только после появления интереса к результатам своей воспитательной работы формируется интерес к содержанию воспитательной деятельности, приобретению знаний. Эта основа является благоприятной почвой для формирования мотивов преподавания высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к образовательной деятельности.

Большое воспитательное влияние учителя на младших связано с тем, что педагог с самого начала пребывания детей в школе становится для них неоспоримым авторитетом. Авторитет учителя - важнейшая предпосылка обучения и воспитания в младших классах.

Воспитательная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Юные школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своеобразным созерцательным любопытством.

Юный школьник с живым любопытством воспринимает окружающую обстановку, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.

Наиболее характерной особенностью восприятия таких учеников является его малая дифференциация, где в восприятии сходных объектов совершаются неточности и дифференцирующие ошибки. Следующей особенностью восприятия учащихся в раннем школьном возрасте является его тесная связь с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет для ребенка означает что-то делать с ним, что-то менять, совершать действия, брать его, прикасаться к нему. Характерной чертой учеников является выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокий уровень развития, принимает характер целенаправленной, управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальной школы. Главная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевой регуляции внимания, управления в раннем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учеников сохраняется произвольное внимание и есть далекая мотивация (они могут сосредоточиться на неинтересной и трудной работе для ожидаемого результата в будущем), то младший ученик обычно может сосредоточиться на работе только при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше справиться с задачей.

Большие возможности открываются в школьном возрасте для воспитания коллективистских отношений. В течение нескольких лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для его дальнейшего развития опыт коллективной деятельности-деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитание коллективизма помогает вовлечению детей в общественные и коллективные дела. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллективной социальной деятельности.

Меры педагогического воздействия должны иметь главной целью интересы конкретного ребенка: формирование положительных качеств, привычек, подавление вредного поведения и т. Ведь право, прежде всего, защищает интересы личности. Виды и пределы воспитательных мер во многом зависят от цели и причины их применения.

Основное требование состоит в том, что педагог ни в коем случае не должен оскорблять и унижать ребенка. Педагог должен исходить из того, что уважение к ребенку должно быть таким же, как уважение к взрослому.

Педагог не должен применять воспитательные методы, связанные с психическим насилием над ребенком (крики, издевательства и т.д.).

Следует также помнить, что ребенок - это отдельная личность с собственным мировоззрением, пусть и не полностью сформированным, правом на собственные решения, мнения. Поэтому, выбирая методы воспитания ребенка, нельзя забывать о его праве на свободу мнений, на честь и достоинство личности, на выбор его мировоззренческой позиции. Конституция гарантирует эти права, право на свободу мысли и слова (в определенных рамках, конечно) каждому, а не только взрослому гражданину. Никто, включая ребенка, не может быть вынужден выражать или отказываться от своих взглядов и убеждений.

Нельзя навязывать ребенку нормы поведения, которые не общепризнаны в обществе. Педагог должен передать ребенку информацию о том, каковы правовые требования человеческого поведения, каковы общепринятые нормы морали, этикета. Если та или иная проблема не имеет общего решения, то педагог, конечно, может высказать и обосновать свою точку зрения, но не должен оказывать давление на ребенка, убеждать его в том, что он не прав, навязывать свою позицию.

Достижение целей воспитания и воспитания называется педагогическим процессом. Система учебно-воспитательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и студентов, называется методом воспитания или методом обучения. Разделение средств и методов на воспитание и воспитание весьма условно, а иногда даже искусственно, поэтому в дальнейшем мы будем использовать универсальные понятия "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".

Технологическая схема педагогического процесса выглядит так. Сначала учитель убеждает ученика в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить ученика, то есть получить усвоение определенного количества знаний, необходимых для решения задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать навыки и навыки ученика. На всех этих этапах полезно постоянно поощрять усердие слушателей, следить и оценивать этапы и результаты работы.

Для правильного функционирования педагогического процесса необходимо не менее пяти групп методов воздействия на личность:

- убеждение;

- упражнения и тренировки;

- обучение;

- стимул;

- контроль и оценка.

Личность учителя была и остается одним из важнейших элементов в процессе становления и обучения подрастающего поколения. Современная русская школа в настоящее время находится в трудных условиях.

Интенсивное развитие технических средств обучения, обилие учебных пособий, увеличение числа детей, для которых русский язык не родной, ставят перед школой, а значит, и перед учителем новые задачи. Эффективное и грамотное решение крайне важно и необходимо, так как от него будет зависеть успех будущих выпускников в зрелом возрасте, а значит, и от российского государства в целом.

Учитель в процессе своей профессиональной деятельности оказывает всестороннее влияние на личность ученика. Влияние происходит не только в рамках образовательного процесса и овладения новыми знаниями. Сам учитель и его личность становятся образцом поведения для учеников.

Поэтому можно сказать, что целью педагога в процессе работы, с одной стороны, является реализация ФГОС базового общего образования, а с другой - формирование и развитие гармоничной личности ученика. Учитель, передавая свои знания или обучая детей самостоятельно овладевать ими, одновременно воздействует своей личностью на учеников, сидящих в классе.

Учителю в процессе взаимодействия с учеником важно понимать особенности развития ребенка, позитивно относиться к личности обучаемого, направлять его силы на реализацию потенциала ученика и осознавать в меру ответственности, которая лежит на учителе при взаимодействии с детьми.

Личность педагога и ребенка находится в постоянном взаимодействии. Учитель обучает, развивает и воспитывает своих учеников, становясь для них заботливым, чутким и понимающим взрослым, а затем специалистом высокого уровня в определенной области знаний.

Однако реальность более сурова и учитель не всегда добр и внимателен, специалисты обнаружили в результате исследований, что 8 из 100 учеников боятся своих учителей.

Грубый крик, публичное заявление перед классом о неспособности ребенка выучить учебный материал или откровенное издевательство с плохими текущими и окончательными оценками, несправедливое или чрезмерное наказание могут серьезно травмировать психику детей, ученики начальной школы крайне уязвимы в такой ситуации.

Именно поэтому работать учителем может только высоконравственный человек, способный контролировать и управлять своим психоэмоциональным состоянием, способный в некоторых случаях стать эталоном для ребенка в будущей самостоятельной, взрослой жизни. Ученики, особенно начальная школа, впервые сидя за партой, видят перед собой в определенном смысле идеальный образ учителя, доброго, знающего, справедливого и внимательного.

Однако учитель - это, прежде всего, человек, со своими достоинствами и недостатками, своими семейными и профессиональными проблемами. Вот почему важно, чтобы учитель чувствовал себя комфортно, был уверен в завтрашнем дне, был психологически в порядке. Потому что от этого будет зависеть, каким станет ребенок, когда вырастет хорошим или плохим, ответственным или развязным, чутким или жестоким.

Возлагая на Педагога большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, необходимо помнить о колоссальном влиянии родительской семьи на личность ребенка. Ведь именно семья является основным источником человеческих ценностей, где на примере своих родителей ребенок видит в повседневной жизни проявление добродетелей или пороков, любви или ненависти, а значит, усваивает их, демонстрируя потом в действиях или декларируя в высказываниях.

И, к сожалению, бывает, что в самой семье родители ребенка обесценивают не только работу самого учителя, но и унижают его личность. Некоторые учителя указывают на факты пренебрежительного, а иногда и откровенно неуважительного отношения к ним со стороны учеников, испытывая при этом сильные негативные эмоции.

Такое отношение недопустимо, государство вынуждено прилагать все усилия и использовать различные средства для формирования в сознании родителей уважительного и уважительного отношения к учителю. Повышая престиж педагогической профессии среди населения, демонстрируя важную для общества в целом деятельность.

Говоря о роли педагога, можно только сказать, что педагогическая деятельность осуществляется в учебном заведении, в коллективе, а значит, и сам педагог является частью большой школьной семьи во главе с директором. Отношения между учителями в процессе работы, на переменах и в часы отпуска - это призма, через которую преломляется или не изменяется взгляд ученика на своего учителя. Уважение между коллегами, готовность оказывать помощь и поддержку, демонстрирует студентам не только отношения между людьми, но и саму модель взаимодействия двух коллег по работе, то, как строится рабочее общение в организации.

Трудно переоценить роль личности учителя в процессе становления и развития личности ученика. Ученики взрослеют и навсегда покидают стены своего детского сада. Они уезжают в другие города, чтобы построить карьеру, создать семьи, и очень важно, чтобы даже через много лет, когда взрослый мужчина или женщина встретили своего учителя на улице, быть финансово более эффективным, физически сильнее или иметь лучшее образование, даже докторскую степень, всегда чувствовать, что их Учитель перед ним.

Человеку, который наравне с родителями дал понимание сущности добра и зла, помог реализовать себя неотъемлемой частью своего народа и общества, привил качества реального человека и гражданина. Вот почему учитель, независимо от экономического положения или социальных преобразований, всегда должен оставаться учителем. Каждую минуту зная, что на него смотрит ребенок, который скоро станет взрослым и вступит в новую жизнь и чем он станет, во многом зависит от личности школьного учителя.

Новый подход ФГОС ориентирован на духовно-нравственное развитие личности студента, формирование и развитие «навыка обновления навыков», на национальный образовательный идеал. Таким образом, новый федеральный стандарт образования определяет образовательный процесс как важнейшее условие современного школьного образования и выделяет на эти цели оплачиваемые часы инвариантной части нормы.

Продуктивное развитие младших школьников в условиях личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса во многом зависит от педагога. Именно от него во многом зависит успех в достижении поставленных целей и задач. Концепция личностно-ориентированного образования в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю.

Помимо профессионализма, он должен обладать свободой от педагогических стереотипов и догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и человеческим отношением к людям, особенно к детям. Одной из главных особенностей такого педагога является наличие желания понять и принять ребенка таким, какой он есть, познать и учесть его возрастные и личностные особенности при осуществлении педагогического процесса, учить, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

В условиях реализации концепции личностно-ориентированного воспитания в начальной школе ребенок является субъектом обучения, который, обогащая и расширяя свои способности самостоятельно решать различные задачи, приобретает для него смысл особой деятельности по изменению себя, то есть собственно образовательной деятельности. Ведущую роль в такой системе играет общение в воспитательной деятельности, которая организуется учителем в школьном возрасте. Такая система способствует более тесному взаимодействию детей в образовательном процессе, способствует развитию самостоятельности, формированию умения обобщать и анализировать полученный материал, ставит педагога в положение делового партнера, активно сотрудничающего со своими учениками.

Исследования учителей по удовлетворению образовательных требований родителей и учеников экспериментальных классов показали, что дети, обучающиеся в классах, реализующих концепцию личностно-ориентированного образования, охотнее идут в школу, чаще говорят о школе по собственной инициативе, восторженное состояние обучения в этих классах, они сохраняются в течение года и т.

Личностно-ориентированный подход к воспитанию младших школьников предоставляет значительные возможности для творческого роста педагога, и тогда даже самые скромные его методические открытия и открытия становятся достоянием его коллег по школе, району и городу. Одним из важных факторов стимулирования педагогического творчества является предоставление педагогу возможности творческого самовыражения, которое реализуется на открытых уроках, творческих докладах, выступлениях в педсовете, районных и городских семинарах, лекциях, педагогических чтениях.

Достижение более высоких уровней, чем школа, стимулирует творческие силы учителя. Сам факт подготовки речи предполагает анализ, систематизацию, обобщение, выбор лучшего из опыта учителя, то есть его собственных творческих операций.

Фактором стимулирования и развития педагогического творчества является аттестация. Необходимость дать самооценку своей деятельности, сформулировать идею своего опыта, проанализировать его побуждает учителей активно действовать для его пропаганды, наиболее эффективного показа.

Проблема взаимосвязи между уровнем мастерства педагога и результатами его работы достаточно сложна и многогранна.

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных способностей ученика могут быть:

- организация активной деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе;

- формирование мотива предстоящей деятельности;

- использование различных источников знаний, включая технические;

- научить студентов о различных способах переработки информации;

- подход, ориентированный на личность;

- опираться на силы ученика;

- поддержка самостоятельности и самодеятельности студента и т.д.

Так, реализация личностно-ориентированного воспитания в начальной школе выдвигает ряд требований к учителю: помимо профессионализма, психолого-педагогической компетентности он должен быть свободен от педагогических стереотипов и догм, способности к творчеству, широкой эрудиции, высокого уровня психолого-педагогической подготовки, высокой культуры и человеческого отношения к людям, особенно к детям.

Одной из основных особенностей педагога, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие желания понять и принять ребенка таким, какой он есть, познать и учесть его возрастные и индивидуальные особенности при осуществлении педагогического процесса, учить, опираясь на сильные стороны каждого ученика»

Развитие психолого-педагогической компетентности педагога - это не самоцель, а средство совершенствования учебного процесса и фактор, обеспечивающий то или иное качество реализации образовательных подходов.

В поисках новых моделей обучения учителям, руководителям, методистам приходится постоянно обращаться к разработке инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении образовательного процесса, которые, добавляя к ним знания, навыки и умения, способствуют личностному росту.

Учителя, реализующие подход, ориентированный на человека, должны быть более ориентированы на создание для ученика возможностей занять активную и активную позицию в процессе обучения, не только усвоить материал, предложенный учителем, но и познать мир, вступить с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на том, что найдено как окончательная истина.