* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Ролевые игры на уроках английского языка

Боднар Оксана Ивановна,

Студентка Московской Международной академии,

Педагогическое образование,

Современные теории и технологии обучения иностранным языкам

г. Москва

Согласно ФГОС одним из основных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность ориентирована на достижение практического результата владения английским языком, на образование, воспитание и развитие личности школьника. Актуальность выбранной темы в том, что в этом нам может помочь использование ролевых игр на уроках английского языка.

Ролевая игра может быть рассмотрена как самая верная модель общения, так как она имитирует реалии окружающего мира в самых существенных чертах, кроме того, в ролевой игре имеет место речевое и неречевое поведение коммуникантов.

Для ролевой игры мы можем брать реальных людей, а можем вымышленных персонажей, героев мультфильмов, сказок и т.д. Существует много разновидностей ролей, которые могут играть дети. Это роль взрослого или ребенка, роль человека определенной профессии, семейные роли, роли сказочных персонажей и т.д. Мы можем разыгрывать ситуации типичные для окружающей среды или придумывать нереальные сюжеты, более театрализованные. Это могут быть военизированные сюжеты, бытовые, фантастические по мотивам книг и т.д.

Учитель рассматривает ее, как форму диалогического общения в процессе обучения. Но ребенок в данной ситуации даже не осознает учебный характер игры. Роль учителя незаметно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, следить, чтобы на уроке был благоприятный психологический климат, в случае возникновения конфликта среди участников игры, урегулировать его. Очень важна психологическая компетентность преподавателя, чтобы не получить негативный исход игры. Важно следить, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в процессе игры. Во время таких упражнений происходит не только обучение, но и социализация детей. Непринужденная обстановка приводит к тому, что даже неуверенные учащиеся начинают раскрываться и становятся активными в речевом общении. Исчезает психологический барьер, снижается эмоциональная напряженность.

Перед началом игры можно проводить для разминки упражнения пантомимического характера: Покажите удивление, радость, злость… Можно поиграть в игру «Ассоциация». Учащиеся встают в круг. Ведущий игрок молча передает другому загаданный предмет, пытаясь его изобразить жестами, второй ученик изображает и передает этот предмет следующему. И так до последнего игрока. Потом проверяют догадки о том, какой предмет они получили, начиная с конца цепочки. Тот, кто ошибся первым, начинает новую игру. Также можно провести игру «Крокодил». Ведущий называет шепотом задуманный предмет главному игроку, которого в игре называют «Крокодил». Остальные дети не должны слышать загаданное слово. Задача «Крокодила», не разговаривая изобразить жестами и мимикой этот предмет так, чтобы остальные учащиеся отгадали его. Тот, кто отгадает слово, становится «Крокодилом». Другой вариант игры, это когда участники делятся на две команды. Сначала играет первая команда. Ведущий выдает одному игроку карточку с десятью простыми названиями предметов и засекает 2 минуты. За это время игрок должен успеть показать без слов как можно больше предметов, а участники его команды угадать их. Если он не знает, как показать какой-то предмет, то пропускает его и показывает следующий. Потом приступает к игре вторая команда. Выигрывают те, кто угадал большее количество названий предметов. В этих играх не обязательно загадывать предметы, можно явления природы, настроение, черты характера и т.д.

Ролевые игры можно использовать на всех этапах обучения. В начальной школе без ролевой игры не обойтись. Дети должны все прочувствовать, увидеть, понять на примере. Сюжеты могут быть такие, как поход в магазин (покупатель покупает вещи, продукты у продавца); вызов врача на дом (разговор между больным и доктором) и т.д. Также можно разыгрывать известные сказки, а также придуманные самими детьми. В данных ситуациях можно применять маскарадные реквизиты (маски, костюмы). Необходимо раскрывать детей, учить их изображать своего героя, входить в его образ (походка, жесты, мимика, голос).

Таким образом, систематическая работа по повышению уровня знаний с использованием сюжетно - ролевых игр на уроках английского языка необходима. Так как именно через игру учащиеся быстро усваивают учебный материал, учатся с удовольствием, не испытывают затруднений в обучении иностранному языку и с помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.

Список литературы:

1. Андреенко Т.Н. Использование игр при обучении иностранному языку: учебное пособие/Т.Н. Андреенко, Е.В. Чеснокова; Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 70 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576632 (дата обращения: 01.05.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-88526-970-4. – Текст: электронный.

2. Афанасьева О.В. Английский язык. Книга для чтения. VI класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. М.: Просвещение, 2019. 123 с.

3. Базарова Л.Б. Современные информационные технологии в процессе формирования лексических навыков на уроках английского языка // Наука, образование и культура. - 2017. - №4 (19). - с. 50-52

4. Совин Н.В. Методика обучения иностранным языкам и дидактика. М.: Кнорус, 2019. 390 с.

5. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология. М.,2016.— с. 22-25.