* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Emphasis {font-style: italic;} .Text body {font-family: 'Arial Unicode MS'; font-size: 12pt;} .bt {font-family: 'Calibri'; font-size: 12pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

82

Дата

23.10.23

ФИО учителя

Умаханова С.А.

Тема

Сжатое изложение

Цель

учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста.

Задачи

Образовательные: обучать различным приёмам сжатия исходного текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

Развивающие: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Тип урока

урок развития речи

Дидактическое обеспечение урока

компьютерная презентация, тексты изложения, план работы с текстом на каждого ученика.

Необходимое оборудование и материал

Компьютер, телевизор.


Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Актуализация ранее полученных знаний о сжатом изложении и приёмах сжатия

Практическая работа. Отработка приёмов сжатия текста.

Физминутка

Домашнее задание

Рефлексия

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Настроение у нас отличное,

улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

Запишем в тетрадях число, классная работа. Тема урока: Подготовка к сжатому изложению.

(слайд № 1,2)

Вступительное слово учителя, сообщение темы и задач урока

Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа

Грызя гранит науки неустанно,

Давая пищу здравую уму,

Опять очередное испытанье

Нам выдержать бы вопреки всему.

Вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Такой вид работы с текстом требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста. Итак, какова цель нашего урока?

Давайте вспомним, что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

(слайд №5)

Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем?

(слайд № 6)

Повторим, что характерно для каждого приема?

(презентация)

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ - ИСКЛЮЧЕНИЕ

- слов,

- словосочетаний,

- повторов,

- цитат,

- одного или нескольких синонимов,

- уточняющих и поясняющих конструкций,

- фрагментов предложений,

целых предложений.

ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ.

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

- замена простых предложений сложными.

ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена СПП простым,

- замена прямой речи косвенной

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Исключение повторов.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

(слайд № 12)

Исключение синонимов.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(слайд № 13)

Исключение уточняющих, вводных конструкций.

Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.

(слайд № 14)

Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(слайд № 15)

Замена простых предложений сложным.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник

(слайд № 16)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза (шёпотом.)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Теперь непосредственно перейдем к анализу текста.

У каждого из вас на парте есть текст изложения, который мы сегодня будем сжимать (у детей текст не разделён на микротемы).

(слайд № 17, 18)

План работы с текстом.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. К какому типу речи относится текст?

3. Определите тему текста.

4. Сформулируйте основную мысль текста

5. Выделите микротемы

6. Озаглавьте каждый абзац.

7. Составьте план.

Перечитайте первый абзац ещё раз. Подумайте, какие приёмы компрессии можно использовать, запишите полученную микротему.

Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: допишите сжатое изложение до конца, используя все приёмы сжатия. Не забывайте, что объём изложения должен быть не менее 70 слов.

И в заключение урока я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрёл…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

мне захотелось…

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

Слушают

Работают в тетрадях

Мы будем учиться писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста.

Краткое изложение исходного текста, где передается только основная информация, подробности исключаются.

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.

Повторяют с помощью презентации приёмы сжатия текста

Три балла.

Для этого мы должны использовать один или несколько приёмов сжатия текста, применяя их на протяжении всего текста.

Выполняют практическую работу

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами

Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками

Выполняют физминутку

Ученик читает текст вслух

рассуждение

Материнская любовь

Формулируют основную мысль

Выделяют микротемы

Придумывают название абзацам

Составляют план

1. «Мама» - особое слово.

2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях.

3. Благодарные дети – лучший подарок.

Перечитывают первый абзац и сжимают его. Записывают полученную микротему.

Записывают домашнее задание в дневники