Самоанализ использования технологии деятельностного метода обучения на уроках математики
Ключевой задачей образования на сегодняшний день является формирование у учащихся умений и желания учиться, способности к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, умению работать в команде. Конструктивно выполнить эти задачи образования помогает деятельностный метод обучения.
Реализуя данную технологию, придерживаюсь следующей системы дидактических принципов:
Принцип деятельности – конструирую урок таким образом, чтобы ученик получал знания не в готовом виде, а добывал их сам, осознавая содержание и формы учебной деятельности.
Принцип непрерывности – обеспечиваю преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей.
Принцип целостности – добиваюсь формирования у учащихся обобщенного системного представления о мире.
Принцип минимакса –
стараюсь обеспечивать
освоение
учащимся
содержания образования на максимальном для
него
уровне и его усвоения на уровне социально безопасного минимума, т.е. государственного стандарта знаний.
Принцип психологической комфортности
–
создаю доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, диалоговых форм общения.
Принцип вариативности
–
выстраиваю обучение таким образом, чтобы формировать у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – максимально ориентируюсь на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
На практике я применяю диагностику определения уровня обученности, предложенную педагогом П.И. Третьяковым:
Тест для определения обученности
1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…
I уровень - различение
2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…
II уровень - воспроизведение
3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…
III уровень - понимание
4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…
IV – уровень умений (репродуктивных)
5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…
V уровень – перенос (творческие умения)
Вывод: позитивная динамика качества обученности учащихся, высокие показатели на ГИА и ОГЭ по математике дают основания считать применение технологии деятельностного обучения математики целесообразной и эффективной.