Саморегуляция как основа формирования РУУД

В соответствии с новым федеральным государственным стандартом, требования к результатам освоения основной образовательной программы включают не только предметные знания, но и метапредметные и личностные навыки. В условиях современной образовательной ситуации одной из основных целей становится формирование личности, способной успешно функционировать в конкурентном мире. Такая личность должна уметь самостоятельно усваивать новые знания и навыки, устанавливать и достигать целей, а также грамотно реагировать на различные жизненные ситуации.

Большая часть личностных и метапредметных результатов, предписанных в стандарте, отражает субъективные характеристики обучающегося. В современной психологии понятие "субъекта" является ключевой категорией. Субъективная природа человека связана с его способностью к саморазвитию, самоуправлению и самообразованию, то есть со всеми теми основными способностями, которые определены в стандарте как ожидаемые результаты освоения основной образовательной программы.

В подростковом возрасте особенно интенсивно формируются субъективные характеристики (активность, рефлексивность, самостоятельность, ответственность, автономность и т. д.). Основным показателем развития субъектности у младших подростков (5-7 классы) в процессе обучения является способность к саморегуляции учебной деятельности. В этом возрасте происходит активное формирование осознанной учебной деятельности. Учебная деятельность младших подростков становится саморегулируемой, развивается способность к достижению целей и потребность в саморазвитии. В этот период направленность усилий становится более целенаправленной и осознанной, младшие подростки целенаправленно работают над ошибками и учебными трудностями, анализируют их причины и осознают свои достижения. Исследования показывают, что сформированность саморегуляции в подростковом возрасте способствует повышенной мотивации, успехам в учебе и открывает возможности для развития таких качеств личности, как самостоятельность и активность (М.И. Боришевский, А.К. Осницкий, С.Д. Самоненко, В.И. Чирков).

Регулятивные универсальные учебные действия являются важной составляющей структуры саморегуляции учебной деятельности. Таким образом, ключевым путем развития субъектности на начальном этапе введения федерального государственного образовательного стандарта является формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые представляют собой основу саморегуляции учебной деятельности.

Следует отметить, что регулятивные универсальные учебные действия играют важную роль в структуре универсальных учебных действий в целом. Определение универсальных учебных действий как совокупности способов действия, обеспечивающих ученика способностью самостоятельно усваивать новые знания и навыки, включая организацию этого процесса, подчеркивает ведущее значение регулятивных универсальных учебных действий. Развитие регулятивных способностей является ключевой компетенцией личности. Регулятивные универсальные учебные действия пронизывают коммуникативные, личностные и познавательные действия, являясь их основой. Они являются своего рода "основой" в структуре универсальных учебных действий, так как саморегуляция пронизывает все уровни личностной системы.

Основными критериями регулятивных универсальных учебных действий являются целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.

Рефлексия является важным компонентом структуры саморегуляции. Рефлексия в значительной степени является основой саморегуляции учебной деятельности и предполагает способность оценить процесс и результат своей деятельности, понять свои препятствия и трудности, уметь оценить себя и свое состояние. Рефлексия необходима учащимся для самостоятельного осознания новой учебной задачи, понимания своих ограничений и использования личных и индивидуальных ресурсов. Появление рефлексии является важным нововведением для подростков.

Формирование системы саморегуляции деятельности предполагает, что учащиеся будут осваивать рефлексивные навыки в отношении каждого из ее компонентов. Умение проводить личную и познавательную рефлексию относится к компоненту регулятивных универсальных учебных действий, который в целом определяется как саморегуляция.

Одним из ключевых факторов формирования регулятивных универсальных учебных действий является использование соответствующих методов на уроках, которые помогают ученикам определить цель урока, составить план действий, сформулировать алгоритм выполнения задания, найти способы контроля и коррекции, а также оценить свою деятельность и себя самого.

Систематическая и комплексная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий позволяет надеяться, что учащиеся смогут получить необходимый опыт регуляции в течение школьных лет, что является важным звеном в развитии субъектности личности и обеспечивает основу для самоопределения и самореализации подростков в будущем.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests