Сценарий обсуждения кинопоказа фильма ?Ласточки Кабула?.

Кинопоказ с последующим обсуждением — интерактивный формат профилактического мероприятия, предполагающий просмотр фильма с последующим обсуждением наиболее сложных тем и поднимаемых в фильме проблем. Формат позволяет перевернуть модель взаимодействия со студентами, когда именно они выбирают вектор, по которому пойдет дискуссия. 

Участники: 20 человек. 

Время проведения: 3 часа. 

Особенности: 
Возрастное ограничение фильма ?Ласточки Кабула? 16+. 
В качестве модератора лучше всего приглашать специалиста, который компетентен, чтобы общаться со студентами по темам, связанным с вопросами безопасности. 
Задачи, решаемые в рамках профилактического мероприятия:
1 Развитие коммуникативных навыков и критического мышления. 
2 Формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности 
идеологии терроризма и террористической деятельности. 
3 Демонстрация позитивных эффективных практик по противодействию 
идеологии терроризма. 

Студенческое общество – это творческие и креативные люди, которые занимаются научной деятельностью, а мы рассказываем простыми словами о сложных понятиях: что такое терроризм, расизм, экстремизм, ксенофобия, радикализм в целом, деструктивные явления, помогаем писать и публиковать статьи в научных журналах. После  фильма обсудим основные ключевые моменты, наши специалисты разберут с вами терминологию, используемую в фильме, 
А теперь, перед просмотром, немного расскажу вам о том, что мы будем с вами смотреть. Как было написано в описании, сегодня мы смотрим французский фильм ?Ласточки Кабула?, написанный по одноименной книге.
Книга "Ласточки Кабула" принадлежит перу Ясмины Хадры, как можно узнать из титров. Интересно, что под этим явно женским именем, обозначающим "жасмин", скрывается мужчина - алжирский писатель Мохаммед Мулессегуль. Он был в прошлом военным и взял в качестве псевдонима имя своей жены, чтобы избежать военной цензуры во время гражданской войны в Алжире. Свое истинное имя писатель открыл после того, как эмигрировал во Францию. Свои книги он пишет на французском языке. Эти книги носят остросоциальный характер и освещают проблему насилия в мусульманских странах - не только в самом Алжире, но и в Палестине, Ираке, Афганистане.
Книга "Ласточки Кабула" показывает жизнь страны при талибах - жизнь, полную ограничений, несвободы, религиозного диктата и насилия. Особенно это касается женщин - "Кабульских ласточек".
Приятного просмотра. Постарайтесь посмотреть фильм с определенной содержательной и эстетической точки зрения.
Обсуждение после фильма. Попросить всех оставаться на своих местах, можно записать свои впечатления. Необходимо создать неформальную атмосферу, лучше всего, использовать правила свободного микрофона. Когда в руках у кого-то будет находиться этот клубок (любой предмет), тот будет говорить. Мы не обсуждаем мнение выступающего, не перебиваем его, принимаем его мнение, даже если оно отличается от вашего. Для обсуждения будет выделено время. 
Начинаем с желающего. Высказываем ощущения от фильма, можно воспользоваться схемой плюс-минус-фишка. Сначала говорим о том, что понравилось, затем о том, какая сцена была впечатляющей или наоборот неприятной, затем о самом запоминающемся моменте из фильма. 
Чтобы натолкнуть на рассуждения, можно обсудить средства художественного воздействия:
В первую очередь это - графика. Персонажи рисованные, на первый взгляд, рисунки просты, но очень выразительны, в них нет ничего лишнего. Персонажи двигаются плавно. Этот анимационный фильм ничем не уступает настоящему кино по силе эмоционального воздействия, а в чем-то даже превосходит его. При этом он является абсолютно взрослым, поднимает сложные, неоднозначные темы, что, в общем-то, редкость для фильмов, чаще всего создающихся для детей или подростков. Здесь же есть возрастное ограничение - 16+. В фильме есть сцены насилия и жестокости. Например, мы видим, как женщину забивают камнями. Не верится, что такое происходит на исходе двадцатого века.
Видим мы также стадион, на котором вместо спортивных соревнований происходят казни, сопровождаемые проповедями муллы - их идейного вдохновителя. Как в средневековье, народ собирается на казнь, как на представление, причем в этом участвуют и дети.
Тоску и растерянность главных героев подчеркивают картины царящего кругом разрушения. На месте культурных учреждений - развалины, обломки мебели, обрывки книг...
Пожилой профессор пытается найти хоть что-то уцелевшее в аудиториях, где он читал лекции.
Авторство фильма принадлежит четырем странам (Франция, Швейцария, Люксембург, Монако). Как я уже отмечала, книга, по которой снят фильм, написана мусульманином, но режиссер и прочие создатели фильма - европейцы, поэтому он отражает европейский взгляд на события в Афганистане. В нем чувствуется "французскость", в первую очередь в эстетике.

Вопросы для анализа (для записи):
ЧТО? Анализ содержания: действие, ситуации, проблемы, персонажи, конфликты, эмоции.
КТО? Анализ структуры: взаимодействие, персонажей, позиция рассказчика, драматургия, сюжет, поворотные моменты, кульминация
ЗАЧЕМ? Анализ выражений и влияния: мораль, содержание, идеология

Вопросы для обсуждения: завязка, кульминация, развязка, основной конфликт в фильме. Наиболее важные и ключевые моменты кадров и сюжетов – это все драматургические аспекты фильма. 
Провести характеристику персонажей – это простой способ рассмотреть проблему их взаимоотношений. Рассмотреть мотивы поведения (почему так поступил, что его подтолкнуло, почему не мог оценить свой поступок и т.д)
Можно записать высказывания и вопросы на доске, чтобы полностью отразить течение обсуждения и исключить повторения.