«Никто не забыт и ничто не забыто!»

Сценарий праздника для старшей и подготовительной групп ДОУ,

посвящённого Дню снятия Блокады Ленинграда.

Под музыку «Первого концерта для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского дети входят в зал, садятся на стульчики.

1 Вед. Сегодня день особенный, ребята,

День памяти – торжественный, святой.

День снятия блокады

Отмечает город над Невой.

2 Вед. В тот день, прорвав кольцо Блокады

Великий город из последних сил,

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

1 Вед. 27 января – наша страна отмечает памятную дату, День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.

2 Вед. 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, теплым, тихим. Без предупреждения гитлеровские войска напали на нашу Родину. Началась ВОВ. К 10 ИЮНЯ 1941г. Немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 180 - 200 км. А 8 сентября врагу удалось сомкнуть кольцо вокруг города, отрезав его от страны. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней. На плечи горожан выпали тяжёлые испытания: голод, холод, разруха.

1 Вед. Давайте вспомним о блокаде,

О ней никак нельзя забыть:

Тревожные те дни и ночи,

Что довелось вам пережить.

2 Вед. Ребята, давайте вернемся в то время, когда город назывался Ленинград. Ничто не предвещало о начале войны, стояло тёплое лето.

Звучит пьеса «Времена года. Июнь» П. И. Чайковского. Дети читают стихи.

Подр.

В Ленинграде белые ночи,

Июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето

К утру отдыхает природа.

Спит Летний сад, свет зари над Невой

,

Розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы

Вмиг тишину оборвут.

Дети подгот.гр. веселятся, вдруг слышится рёв самолётов. Дети закрывают руками головы.

Напали фашисты на нашу страну.

Шли танки, летели снаряды.

Отцы, деды, братья ушли на войну

Сражаться с фашистской армадой.

Звучит песня «Священная война, дети уходят на стульчики.

1 Вед. Враг быстро и стремительно наступал и вскоре оказался рядом с городом. Днём и ночью бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, школы, детские сады.

Дети логопед. гр.

1. Охваченный войною

Блокадный Ленинград.

На улицах трамваи

Замёрзшие стоят.

2.Разрушенные здания

И надпись на стене:

«Опасно при обстреле

На этой стороне».

3.В водопроводных кранах

Не вода, а лёд.

И только прорубь невская

Горожан спасёт.

2 Вед. Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию.

1 Вед. Тогда на заводы пришли женщины и подростки. Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов». Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, тушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.

Дети (подгот. гр.)

1. В городе воздушная тревога,

Вой сирены слышится опять.

Лишь бомбоубежище могло

Спасеньем ленинградцам стать.

2.Стучит метроном, как сердца ленинградцев,

Вcex тех, кто в блокадном аду выживал.

Бороться, дышать, судьбе не сдаваться,

Час испытаний суровый настал.

Громкий стук метронома звучит некоторое время, потом замолкает.

« Песня о Блокаде» (подготовитр.)

2 Вед. Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы.  И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго. В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали.

Сценка «Брат и сестра в ожидании матери».

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама

Мама: Я покушать принесла. Достает детям кусочки хлеба.

1 Вед. Катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

2 Вед. В своем дневнике, который дошел до нашего времени и хранится в музее на Пискаревском кладбище, одна из девочек блокадного города Таня Савичева, вела свои записи. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода.

1 Вед. В каждом доме день и ночь

Радио звучало.

Оно для ленинградцев

Связью с миром стало.

Дети (подгот. гр.)

1.Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович.

Симфония в зале звучит.

2.Эта музыка жить будет вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию назвали “Ленинградской",

По праву гордимся мы ей.

2 Вед. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу народа. Один из немцев после победы признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть всё, и голод и смерть.

ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ

СЕДЬМОЙ СИМФОНИИ Д.Д. ШОСТАКОВИЧА

1 Вед. По радио ленинградцы слушали и военные песни, которые помогали им в трудные минуты. Самой любимой песней была знаменитая «Катюша».

Песня «Катюша».

2 Вед. Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду Ладоги назвали “Дорогой жизни". Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков — всех тех, кто под бомбежкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на “Дороге жизни".

Дети ( группа с нарушением зрения).

стих

1 Вед. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо». Поэты и композиторы сочинила песню о Ладоге.

«Песня о Ладоге».

2 Вед. Два с половиной года, 900 дней и ночей фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

За город шли жестокие бои

За Родину солдаты воевали

И в январе разбив врага

Кольцо блокадное прорвали.

В этот праздничный день был дан салют. Это был единственный салют во время войны.

1 Вед. За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград. На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискаревское мемориальное кладбище.

Клин белых журавлей

По небу проплывает,

В печальном сумраке

Их голоса слышны.

Глядим им вслед

И молча вспоминаем

Всех тех, кто отдал свою жизнь.

Танец «Журавли».

2 Вед. Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла

В суровый час блокада.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

1 Вед. Спасибо тем, кто город отстоял,

кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Дети.

1.Пусть будет мир на всей планете,

И войны не знают дети.

Пусть дети учатся, мечтают,

Ни горя, ни беды не знают!

2.Пусть летят столетья,

Пусть летят года

Город над Невою

Будет жить всегда.

3.Ты слава России,

Город-герой.

Расти, процветай

Мы гордимся тобой!

2 Вед. Нам нужен мир!

Тебе и мне,

И всем на свете детям!

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

1 Вед. Великое мужество проявили жители Ленинграда, защищая свой город. Как бы трудно им не было, они знали, что их сила духа, сплоченность и вера в Победу помогут им выстоять, сломить врага и освободить нашу Родину. Сила духа, вера в Победу, сплочённость ленинградцев протянулась через года. Надо чтобы русский народ оставался таким же смелым, отважным и сильным духом на многие века. Русский народ не сломить. Мы – россияне помним своих героев.

М.Р.К. «Великая страна – единая Россия».