Секреты увлекательного занятия

Любое учебное заведение должно заниматься качественным выполнением своей основной функции – обучением, воспитанием и развитием.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко

Расскажу вам притчу.

Жалуется дочь отцу: «Отец, я устала, у меня такая трудная жизнь, одни проблемы. Я все время плыву против течения. У меня нет больше сил… Что мне делать?»

Отец вместо ответа поставил на огонь три кастрюли с водой, в одну положил морковь, в другую положил яйцо, а в третью положил зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

- Что изменилось? — спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде,- ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменились под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди, сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

- А кофе? — спросила дочь.

- О! Это самое интересное! Зерна кофе растворились полностью в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный и ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не меняются в силу обстоятельств, они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Сказанное выше полностью можно отнести к педагогам. Быть хорошим педагогом — значит уметь применить свой талант там, где нужно изменить ситуацию так, чтобы окружающие получали в процессе обучения импульс к развитию – становились умнее, добрее, смелее. Антон Семёнович Макаренко, делясь своим опытом с педагогами, писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать двадцать нюансов постановки лица, фигуры, голоса».

Секретами увлекательного урока когда-то давно поделилась с педагогами замечательная женщина, педагог, методист, автор методических пособий для учителей и воспитателей – Л.П. Кибардина.

Поверьте, что увлекательный урок провести можно, поверьте в себя, что вы это можете!

Начните урок в необычной форме.

Похвала – это то, что нужно вашим ученикам. Интерес в большей степени зависит от похвалы.

Ведите занятие так, чтобы учащиеся в каждый момент его делали для себя маленькое открытие.

У хороших педагогов есть хорошее свойство: когда они говорят с классом, то каждому учащемуся кажется, что он говорит с ним.

Интерес зависит от понимания. Не нужно никаких изощрений. Ясность – основа интереса.

Придумайте для урока захватывающий сюжет и потрясающие маленькие детали. Успех обеспечен!

Если вы не увлечены своим предметом, не горите желанием сообщить учащимся некоторые потрясающие данные и подробности – вам никогда не провести интересный урок.

Какие занятия в детском саду или дома интересны дошкольнику?

Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие, звучные, интересные занятия в детском саду и дома.

Одним из залогов успешного занятия является мотивация.

Глен Доман, работая много лет с дошкольниками в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация – это продукт неудачи. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Любовь и уважение – вот что приводит к успеху. Неудача ведёт к разочарованию, разочарование – к недостатку мотивации, а недостаток мотивации – к отказу ещё раз сделать попытку. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она — к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала – вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего».

Качество обучения строится на «3 китах»:

качество информации,

качество преподавания,

качество усвоения.

Всем педагогам известно, что информация считается качественной тогда, когда она обладает истинностью, полнотой и своевременностью. Толстой Л.Н. отмечал, что с двух до пяти лет ребёнок познаёт больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Поэтому задача педагога на каждом занятии у дошкольников использовать различные формы и методы для реализации учебно-познавательной деятельности, не перегружая информацией, сделать занятие максимально познавательным.

Сегодня каждый педагог стремиться к развитию детей, используя различные формы обучения, а не к овладению ими большим багажом знаний, как было ранее.

Говоря о качественных формах работы, напомним, что для каждой формы существует определённый вид деятельности.

Двигательная деятельность: подвижные дидактические, развивающие игры, конкурсы, соревнования, экскурсии.

Игровая – ведущая деятельность: сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные, логические и т.д.

Каждое занятие может включать в себя:

игру (подвижная, дидактическая, ролевая, настольная);

танец, физические упражнения,

физ.минутки

и динамические паузы;

песню, музыкальное сопровождение;

кукольный спектакль или театрализованное представление;

аква

-грим;

присутствие костюмированного героя;

творческую поделку;

исследовательскую деятельность (опыты)

если присутствуют родители – игру с родителями;

Очень часто бывает так, что педагог жалуется на плохое поведение воспитанников и занятие не получается из-за непослушных детей.

На самом деле дети не виноваты в том, что что-то не получилось. «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми», — сказал Оскар Уайльд. Поэтому педагогам необходимо знать не только приёмы и методы обучения, но и помнить о некоторых секретах управления детским коллективом на занятии.

Секрет 1. Настройте детей на занятие.

Секрет2. Просьбы формулируйте четко и следите за тем, чтобы они выполнялись.

Секрет 3. Используйте невербальные сигналы: мимика, жесты, телодвижения.

Секрет 4. Отработайте технику реагирования: культура мышления, умение слушать, умение сдерживать первичную реакцию.

Секрет 5. Замечайте признаки утомления детей, предпринимайте попытки их ликвидировать.

Секрет 6. Используйте различные способы восстановления внимания (шутка, картинка, разминка, психологическое упражнение).

Секрет 7. Не теряйте времени!

Секрет 8. Привлекайте ребят к организации учебного процесса.

Каждый педагог стремиться к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными. В этом могут помочь несколько несложных правил.

Правило 1: Всегда придерживаться плана, составленного на год. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер или просто интересную идею.

Правило 2: К проведению любого занятия подходить творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Соблюдайте структуру занятия с учётом здоровьесберегающих технологий. Отработайте ритуал приветствия и прощания. Не забывайте чередовать умственную деятельность с творческой, включая активные движения. Чаще дети утомляются от бездействия.

Правило 3: Всегда используйте на занятии раздаточный (дидактический) материал. Используйте крупный наглядный материал, рассчитывайте количество информационных карточек для каждого ребенка. Старайтесь подобрать такие упражнения, игры которые содержат интересные, заставляющие думать задания.

Правило 4: Помните, что занятие для дошкольника – это не школьный урок. Не используйте при обучении классно-урочную систему. Ведущая деятельность дошкольника — игра. Обучать играя! Развивать через игровые приёмы! Помните, что на занятии продолжается жизнь ребёнка!

Правило 5: Применяйте дидактические и ролевые игры. Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников. Включайте несложные игры воспитательного характера.

Правило 6: Старайтесь планировать занятие так, чтобы ваши воспитанники в процессе занятия имели возможность высказать своё мнение или задать вопрос, рассуждать по теме, аргументировать свой ответ. Очень важны положительные эмоции.

Правило 7: Проводя занятие, всегда будьте готовы к непредвиденным ситуациям. На занятии все должны находиться в спокойном состоянии, но не в стрессовом.

Правило 8: Каждое занятие должно быть разнообразным, насыщенно творческими, развивающими заданиями. На каждом занятии организуйте проблему и поиск путей решения. Мотивация, поощрение и рефлексия – неотъемлемые части каждого занятия в детском саду.

Правило 9: Получать информацию можно по средствам зрения, слуха и осязания, иногда и обоняния. Стремитесь подбирать такие упражнения, чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать…

Правило 10: Ваши воспитанники должны видеть «продукт» своего изучения: рисунок, поделку, сделанное и обязательно проверенное упражнение.

Каждому педагогу, работающему с детьми, хочется быть успешным. Уильям А. Уальд нашёл рецепт успеха: «Учитесь, пока остальные спят; работайте, пока остальные болтаются без дела; готовьтесь, пока остальные играют; и мечтайте, пока остальные только желают». Если педагог будет пользоваться этим рецептом и «готовить» свои занятия для детей на 80-95, а может, и на 100 процентов, воплощать свои мечты в занятиях, будет творчески, с «изюминкой» подходить к каждому занятию, то благодарные родители и довольные дети будут помнить его долгие годы. А сам педагог получит огромное удовлетворение, видя плоды своего труда.

Качество не может появиться внезапно. Его необходимо подготовить, распланировать.

Стратегическое планирование — один из главных факторов успеха. Л. Н. Толстой когда-то заметил, что «воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети». Поэтому используйте всегда систему самооценки занятия. Самоконтроль. Подготовку к занятию, план.

Продумайте, как начать занятие. Есть ли интрига, мотивация, «изюминка» занятия? Не забывайте о структуре занятия. Как закончить занятие? Ритуал прощания, итог, рефлексия, поощрение. Помните о здоровьесберегающих технологиях. Если вы будете планировать и оценивать свою деятельность, то непременно ваши занятия будут высокоэффективными. Содержание любого занятия направлено на решение единой образовательно-воспитательной задачи. А условием их единства можно назвать подход педагога к выбору программы, материала занятия и общей организации, как обучения, так и воспитания.

Хочется ещё раз напомнить о соблюдении структуры занятия.

Структура занятия

1) Начало занятия в детском саду (оргмомент, приветствие).

Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. Ритуальные приветствия. Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. Организация дошкольников и настрой на занятия. Стимуляция интереса и эмоциональный настрой.

2) Ход занятия в детском саду (процесс).

Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление. Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения.

Занятие может быть комплексным. Включение средств достижения нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз или

физ.минуток

.

Самостоятельную деятельность.

Объяснение учителя, помощь в выполнении заданий.

3) Окончание занятия в детском саду (итог занятия, прощание, рефлексия).

Подведение итогов занятия.

Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.

Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.

Ритуал прощания.