* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #D57B02; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #FDA023; font-weight: bold;} h3 {color: #FDA023; font-weight: bold;} h4 {color: #FDA023; font-weight: bold; font-style: italic;} h5 {color: #8E5101;} h6 {color: #8E5101; font-style: italic;} h7 {color: #404040; font-style: italic;} h8 {font-size: 10pt; color: #FDA023;} h9 {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .Title {font-size: 26pt; color: #344674;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #D57B02; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #FDA023; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #FDA023; font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {color: #FDA023; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #8E5101;} .Заголовок 6 Знак {color: #8E5101; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .Заголовок 8 Знак {font-size: 10pt; color: #FDA023;} .Заголовок 9 Знак {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .Заголовок Знак {font-size: 26pt; color: #344674;} .Subtitle {font-family: 'Cambria'; font-size: 12pt; color: #FDA023; font-style: italic;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt; color: #FDA023; font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Quote {color: #000000; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #000000; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #FDA023; font-weight: bold; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #FDA023; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Emphasis {color: #808080; font-style: italic;} .Intense Emphasis {color: #FDA023; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Reference {color: #AA2B1E; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Intense Reference {color: #AA2B1E; font-weight: bold; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Book Title {font-weight: bold; font-variant: small-caps;} .TOC Heading {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .caption {font-size: 9pt; color: #FDA023; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .Hyperlink {color: #D83E2C; text-decoration: underline ;} .article-render__block {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Подготовила и провела

старший воспитатель ГБОУ Школа №657 г.Москвы

Жарова Наталья Александровна

Дата проведения 15.11.2023г.

Семинар-практикум "Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"

Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов в развитии речи дошкольников с помощью игровой технологией «Друдлы».

Задачи:

-познакомить педагогов с игрой Друдлы: история появления, правила игры;

-раскрыть особенности игры и применение ее для развития речи дошкольников;

-показать пользу игры на практических упражнениях с педагогами.

Актуальность:

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умение вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.

Формирование речи у дошкольников является одной из главных и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для комфортного общения с окружающими, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. Процесс речевого развития у детей являет собой актуальную проблему и выстраивание работы требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов. Одной из таких технологий является игра ДРУДЛЫ.

История возникновения игры:

Название «droodle» происходит, как комбинация трех слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка).

Появилась эта игра в 50-х годах прошлого столетия. И стала популярна после того как американский комик Роджер Прайс в 1953 году издал книгу Droodles с собранием простых картинок, смысл которых нужно придумать самому. Автор снабдил рисунки смешными и неожиданными подписями, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельному и творческому поиску смыслов. Книга быстро разошлась среди покупателей, а потом много раз переиздавалась, пополнялась новым содержанием.

Друдлы — это игра-головоломка в виде замысловатых линий и незаконченных изображений. Она представлена в виде картинки в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры, волнистые, изогнутые, ломаные линии. Так сказать, незаконченный рисунок. На них никогда нет конкретного образа — линии нужно дорисовать, представляя свое видение рисунка и можно по-разному толковать.

Цель игры — увидеть необычное в обычном и придумать как можно больше интерпретаций одной картинки. Верного ответа нет — чем, тем лучше. Такая игра раскрепощает замкнутых детей, поскольку они не боятся неправильно ответить. Развивает фантазию, творчество, мышление, логику. Она заставляют мозг перелопатить массу информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке.

Играя, ребенок учиться выражать свои мысли. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание, образное мышление и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге Друдлы учат детей смотреть на мир без ярлыков и учит мыслить не стандартно.

ЧТО РАЗВИВАЕТ ИГРА ДРУДЛЫ

1.ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.

Для Друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое или, так называемое, дивергентное мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.

Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.

Игра тренирует видеть в обычной картинке необычные образы. Чем чаще тренировать воображение, тем проще его включить в условиях решения реальных задач.

2.АНАЛИТИЧЕКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

При разгадывании друдла, нужно мысленно разделить его на части, и одну и ту же картинку можно расчленить по-разному. Такой навык необходим для познавательно-исследовательской деятельности, для описания объекта изучения.

3.ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Вырабатывается навык находить несколько интерпретаций на одно изображение. Это помогает в реальной жизни видеть несколько выходов из одной проблемы.

4.ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

В игре Друдлы нужно не только увидеть полную картинку, но и самому дорисовать ее. Все эти манпуляции требуют внимания к деталям, соотношениям и связям между ними. Это развивает визуальное мышление и помогает сочетать из этих же деталей новые образы.

5.АБСТАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Сами картинки – это абстракции. Приходится задействовать такое мышление, которое позволяет увидеть в незаконченных картинках, линиях, фигурах определенный смысл, идею.

6.ЮМОР

Присутствие юмора помогает развитию креативного мышления. Интерпретация картинок вызывает неожиданные , смешные высказывания, особенно это просматривается в командной работе. Это помогает оттачивать остроту ума и принятие нестандартных решений.

Друдлы укрепляют связь между воображением и  речью.

Многим знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря.

Очень важно, что работая с технологией «Друдлы», вместе с детьми развиваются и сами педагоги. У взрослых сложилось мышление, согласно которому из любых задач ответом является одно единственное верное решение. От детей педагоги хотят слышать только правильные ответы.

В современном мире у детей должно развиваться разнонаправленное, творческое мышление, т.е. чтобы они могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи.

Цель нашей работы:

Развитие, гибкости мышления, воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с новой творческой формой работы – разнообразными играми-картинками «Друдлы».

Развивающие:

Создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления, свободного общения.

Создать условия для развития креативного воображения и образного мышления.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию у детей творческой инициативы.

Кому подходят друдлы?

Детям от 4 лет, взрослым.

Где можно использовать друдлы в детском саду ?

в организованной образовательной деятельности.

в совместной деятельности педагога с детьми.

в самостоятельной деятельности.

Основной планируемый результат:

Развитие у детей гибкости мышления, умения подойти к ситуации с разных сторон, развитие связной речи

Содержание

Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?

Технология Друдлы подходит для использования в работе с разными детьми, как с одаренными, так и с задержкой психического развития.

1 уровень сложности

2 уровень сложности

3 уровень сложности

На основании проведенного анализа материала, составлена классификация друдлов по уровням сложности выполнения заданий: простой, средний, сложный, то есть выбор нужного уровня завит от индивидуальных особенностей детей. Для работы с детьми мы используем детский комплект друдлов, разработанный нами, он состоит из 50 карточек, который можно разбить на темы: (животные, игрушки, мебель и другие), а можно использовать все вместе или каждую карточку отдельно.

Классификация друдлов по уровню сложности

Этапы обучения

1. «Дорисуй геометрическую фигуру»

Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это приписывание и превращения во что-либо геометрических фигур. Но нужно придумать как можно больше вариантов.

2. «Что за зверь?»

Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами и фантазии ребенка продолжаются.

3.  «Дорисуй картинку».

Перед ребёнком лежит лист с друдлом.  Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?»   данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

4. «Придумай и нарисуй друдл».

Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.


Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии

Еще варианты использования:

1. Придумайте 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.

На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.

2. Играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания недолжны повторяться. Кто не может придумать оригинальное описание – вылетает. Игра продолжается пока не останется один победитель.

3. Предложить несколько друдлов, дети определяют, что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.

В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога.

Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», сказанный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание.

Друдлы –одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?

1.Подсказка рисунка

Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?

2. Изменение ракурса

Пусть ребенок попробует представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса, очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации, и т.д.

3.Случайный импульс

Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке. Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.

Пример:

Например, слово "размытая". Первая мысль, которая приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно додуматься до заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться).
Посмотрев на будильник - часы - маятник. Мысль: Маятник настенных часов во время землетрясения.
Посмотрев на телефон, подумать, что это, возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.

4.Три слова.
Использование не одного, а трех слов сразу. Позволяет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Увеличение слов до трех увеличивает возможное количество вариантов.

5. Рисуем вместе волшебное существо.

Раздаем детям старшего возраста квадратики или листочки и цветные карандаши по одному. Даем задание нарисовать змейку. Поменяться листочками с соседом или передать по кругу. 2. Дорисовать к змейке кружочек. Передали дальше. 3.Дорисовать где хотите треугольник.Передали дальше.4. Дорисуй овал где хочешь. Передали дальше.5. Дорисуй что хочешь, чтобы получился экзотический или волшебный герой.6.Придумай ему название.

Опираясь на наш практический опыт с технологией Друдлы, мы можем сделать вывод о значительной эффективности методики и рекомендовать Друдлы коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (финансы, время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников ДОУ.