ОГКУСО
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Малютка»г.Усолье-Сибирское.
Семья –оплот и сила государства
Работа с семьей в нашем реабилитационном центре является наиболее важным и сложным направлением, поскольку в основном приходиться иметь дело с психологически деформированными семьями, с нарушением системы межличностных отношений в ней. Такая семья оказывает мощнейшее негативное влияние на развитие личности ребенка.
Однако семья-живая система, несмотря на сложности, конфликты, жестокое обращение, дети хотят вернуться в свой дом, к своим родителям.
Никого не может оставить равнодушным воспитание несовершеннолетних в семьях, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих несовершеннолетних детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение. На это повлияли некоторые факторы, в частности низкий уровень жизни, безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Сегодня, несмотря на серьёзные социальные и экономические изменения в жизни российского общества, семья продолжает оставаться главным институтом воспитания детей. Важность семьи как института воспитания несовершеннолетних обусловлена тем, что в ней закладываются основы личности ребенка, формируются отношения, которые существенно влияют на его дальнейшую самостоятельную жизнь. При этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Работая с детьми из неблагополучных семей, мы пытаемся восстановить единство ребенка с кровной семьей. Педагогический коллектив центра, подчеркивая ценность семьи как уникального института воспитания, считает необходимостью развитие ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Мы уверены, что положительные результаты в воспитании и реабилитации несовершеннолетних будут достигнуты при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семей воспитанников.
Специалисты социально-реабилитационного центра проводят целенаправленную, планомерную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Мы используем различные формы работы с родителями. Нами используются:
1.Ежемесячные дистанционные консультирования для родителей.
2.Концертные программы к праздникам способствуют накоплению увлекательных и интересных событий в жизни ребенка, о которых он спешит рассказать близким ему взрослым людям, приобретая, таким образом содержательный повод для общения со взрослыми, которого ему так не хватало ранее.
3. Особый интерес вызвала организация семейных праздников (дни рождения детей).
4.Консультации для родителей с целью нахождения возможности сохранения семьи для ребенка, внесение корректив в семейную жизнь несовершеннолетнего.
5.Почтовый ящик «Родительская почта» способствует активному вовлечению родителей в воспитательно-реабилитационный процесс (родители оставляют пожелания о получении информации того или иного содержания, делают заявку на консультацию к специалисту отделения).
6. «Совместные походы и экскурсии». Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается аккуратность, внимание к близким.
7.«Уголок для родителей». Невозможно представить отделение без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и несовершеннолетних информация: режим дня отделения, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.
Следует отметить,что при работе с семьей мы используем принципы индивидуального подхода , то есть ставим те цели и задачи ,которые подходят именно для этих детей и родителей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок – уникален. В работе с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни отделения. Рассматривать воспитание и развитие несовершеннолетних не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.
Таким образом, работа с родителями – это трудная, но интересная и благодарная работа.
Список литературы:
1. Вараева, Н. В. Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг» / Н. В. Вараева, Е. В. Молькова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 99 с. — ISBN 978-5-9765-1710-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119318 (дата обращения: 02.01.2022).
2. Основы теории социальной работы [Текст] : учебно-методическое пособие / И. А. Плохова ; ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». — Ульяновск : ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017.
3.Web-страница Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii