СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Максимова Галина Степановна, воспитатель
Аннотация. В статье рассматривается развитие методические и организационные подходы к сенсомоторному развитию дошкольников и младших школьников. Представлены конспекты занятий, разработанные в по развитию сенсомоторных способностей у младших дошкольников в условиях образовательных организаций.
Ключевые слова: сенсорика, сенсомоторика.
Актуальностью исследования.
Цель статьи: экспериментально обосновать влияние дидактических игр и пособий на сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие сенсомоторных навыков у детей 3-4 лет младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Анализ литературы и обобщение передового практического опыта позволили предположить, что сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий будет эффективным при следующих условиях:
разработать и использовать в педагогическом процессе серию дидактических игр и пособий, направленных на развитие мелкой моторики рук;
комплекс дидактических игр будет включать три блока (дидактические игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета, формы и качеств величины);
дидактические игры будут проводиться систематически и последовательно не только в организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки полученных результатов.
База исследования: детский сад.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проведенной опытно-экспериментальной работы выявлены и экспериментально обоснованы организация и проведение дидактических игр и пособий с разными материалами по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста.
С целью обоснование поставленной нами гипотезы, мы организовали, и мы поделили нашей исследовательской работы на три этапа.
На первом этапе, с сентября по октябрь 2020 года, мы изучили научную литературу по проблеме исследования. На этом этапе, мы изучили понятия мотива в психолого-педагогической литературе, психологические особенности младших дошкольников. Провели анализ по развитию сенсомоторных способностей младших дошкольников.
На втором этапе, с октября по февраль 2020 года, провели сбор эмпирических данных по исследованию.
На третьем этапе с февраля по март 2021 года была оформлена теоретическая часть научной работы. Проведен количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Оформлена работа. Разработаны практические рекомендации.
Для изучения сенсомотрного развития для младших дошкольников, мы использовали методику Николаевой Т, и Озорецкого.
1 этап – диагностика сенсомоторного развития предпологает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостногообраза предмета. За основу в проведении работы по выявлению о оценке сенсомоторного развития детей раннего возраста нами была взята методика Т.В. Николаевой (2004 г.).
2 этап – диагностика развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
Для диагностики уровня развития мелкой моторики детей 3-4 лет младшей группы, нами были изучены тесты из пособия Е.И. Карандашевой «Методика психомоторной практики» и тесты, разработанные М.О. Гуревич и Н. Озорецким. Мы рассмотрели оценочные методики для выявления развития мелкой моторики рук и на основе анализа данных методик, нами была составлена программа психолого-педагогической диагностики, с целью которой является выявление развития мелкой моторики рук у детей. В программу психолого-педагогической диагностики вошли следующие методики:
Пальчик с носиком здороваются
Уложи монетки в коробку
Нарисуй пальчиком кружок.
Показатели уровней сенсомоторного развития детей 3-4 лет на констатирующем этапе по методике Т.В. Николаевой, по данным таблицы видно, что разброс ответов испытуемых значителен -количество баллов колеблется от 1 до 3. Это означает, что в экспериментальной группе дети затруднялись с выполнением задания. В контрольной группе дети показали высокий уровень сенсомоторного развития.
В экспериментальной группе с низким уровнем - 7 детей, со средним уровнем – 3, высокий уровень не зафиксирован.
В контрольной группе – 2, 5 и 3 детей соответственно.
Уровни зрелости координационных механизмов детей по методике «Пальчик с носиком здороваются», в экспериментальной группе – 5 детей низкий уровень, средний уровень - 2 ребенка, высокий уровень не зафиксирован, а в контрольной группе низкий уровень - 4 детей, средний уровень - 3 детей, высокий уровень - 3 детей. Эти показатели говорят о том, что уровень зрелости координационных механизмов детей находится, в основном на низком уровне.
Уровни скорости движений по методике «Уложи монеты в коробку», в таблице, мы наблюдаем преобладание среднего уровня скорости движений: в экспериментальной группе низкий уровень - 3 детей, средний – 5 детей, высокий – 2 ребенка, а в контрольной группе низкий уровень - 3 детей, средний – 4 ребенка, высокий – 3 детей.
Уровни по методике «Нарисуй пальцами кружочки» детей 3-4 лет на констатирующем этапе, в таблице (см. табл.4) мы наблюдаем преобладание среднего уровня точности выполнения движений: в экспериментальной группе низкий уровень – 3 детей, средний – 5 детей, высокий -2 ребенка, в контрольной группе низкий уровень – 4 ребенка, средний – 5 детей, высокий уровень показал 1 ребенок.
После констатирующего этапа нами, был разработан комплекс дидактических игр и пособий, способствующих сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста. После выявления уровней на констатирующем эксперименте нами был разработан план по образовательной деятельности.
После проведенных нами работ, был проведен контрольный этап по тем же методикам, для выявления сенсомоторных способностей младших дошкольников.
По полученным данным видно, что уровни после эксперимента показали: в экспериментальной группе высокий уровень – 7 детей, средний – 3 детей; в контрольной группе высокий уровень – 3 детей, средний уровень – 7 детей, низкого уровня на обеих группах не зафиксирован. По результатам видно, что после проведенных нами исследований по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет младшего дошкольного возраста был оправдан.
Список литературы:
Абрамова, А.С. Диагностика познавательных процессов у детей /А.С. Абрамова.- СПб.: Дельта, 2004.- 276 с.
Авербах, Ю.Л. О чем молчат фигуры /Ю.Л. Авербах.- М. : РИПОЛ классик, 2007.- 303 с.
Азаров, Ю.П. Игра в дошкольном возрасте /Ю.П. Азаров.- М. : Мысль, 2000.- 48 с.
Алексеева, Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений /Е.О.Алексеева.- М.: Пресса, 2002.- 65 с.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович.- СПб.: Питер, 2008.- 400 с.
Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду /Р.С. Буре.- М.: Педагогика, 1981.- 87 с.
Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника /Л.А. Венгер, В.С. Мухина //Дошкольное воспитание.- 2002.-
N
7.- С.121-122.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский.- СПб.: Союз,1997.-
224
с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 2006.- 480с.
Буянова, Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006.
Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2008.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008.