Сенсорная книжка «Играйка – умный дом» Кристина Станиславовна Ахмадуллина Воспитатель МАДОУ №4 «Утёнок» Сенсорная система ребенка – это весьма хрупкий и очень значимый «механизм». Она нуждается в развитии и совершенствовании. Ведь именно от того, насколько эта система хороша, зависят особенности речи и памяти малыша, развитие его творческих способностей, фантазии и т.д. Поэтому пришла идея разработать и апробировать сенсорную книжку «Играйка – умный дом». Данная сенсорная книжка предназначена для детей дошкольного возраста 3-5 лет. Цель: развитие мелкой моторики, психических и познавательных процессов. Задачи: обучающие: - формировать знания об устройстве дома, мебели, бытовых приборах, - формирование бытовых навыков, навыков самообслуживания. - формировать представление о счете, цвете, форме, величине предметов, - учить находить предметы в пространстве. развивающие: - развивать сенсорные способности, речь, внимание, память, воображение, мышление, мелкую моторику рук, - развивать самостоятельность и активность ребенка при работе с книжкой. воспитательные: - воспитывать интерес при работе с книжкой. Материал: пособие изготовлено из фетра, ткани и картона различных цветов. Каждая страница сшита с последующей репсовой лентой или веревкой на пуговице, «застежка» выполнена на кнопке, которая фиксирует специальный замок. А также при изготовлении книжки использовались: клей, ножницы, зажимы, нитки, различные трафареты бытовых приборов, швейная машинка, использовалась фурнитура: кнопки, молния, пуговицы, шнурки-резинки, атласные ленты, репсовая лента, липучки, замочек, глазки и другое. Сенсорная книжка «Играйка-умный дом» состоит из 6 странниц. Предметы на страницах выполнены из фетра. Первая страница «Мой дом или моя квартира». На первой странице изображена девочка, а также в комплекте имеется фигура мальчика. Для формирования знаний о своем номере дома или квартиры можно изменить номер на тот, который необходим, выбрав цифру из предложенных и прикрепить числа на липучку. Возле двери сидит питомец, которого тоже можно заменить, например, на собачку или попугая. В качестве сюрпризного момента, когда дверь открывается, над дверью звенит звоночек. Задание 1. Измени номер дома или квартиры, сформировать знание своего номера дома или квартиры. Задание 2. Назови кличку питомца, если он живет с тобой. Задание 3. Позвони в звоночек (оттягивая его на себя), столько раз, сколько гостей к тебе придет, что способствует развитию мелкой моторики рук и счету. Вторая страница «Прихожая» Вторая страница предназначена для формирования представлений о части суток, в зависимости от игровой ситуации можно поменять луну за окном на солнышко (все элементы выполнены на липучках): утро – половинка солнца находится сверху окна, день – полное солнышко, вечер – половинка солнца находится снизу окна. А также при помощи наводящих вопросов педагога формируются навыки самообслуживания. На этой страничке также есть сюрпризный момент, если нажать на телефон, то он запищит и тогда ребенок может построить диалог при помощи педагога. Задание 1. Определи часть суток. Задание 2. Что необходимо сделать, когда вошел в дом или квартиру? (снять и убрать на место обувь, куртку и т.д.). Задание 3. Как правильно пригласить в гости по телефону? Третья страница «Кухня» Данная страничка состоит из четырех разворотов. На первом развороте холодильник на репсовых лентах, открыв его можно рассортировать продукты по полкам. На втором развороте находится кухонный шкаф, плита и микроволновая печь. Здесь также можно предложить ребенку навести порядок в шкафу, подогреть себе еду, нажав на микроволновую печь, которая издает звук. На третьем развороте при помощи липучек можно научить ребенка правильно сервировать стол. Четвертый разворот аналогичен второму, где находятся шкафы с посудой. Задание 1. Рассортируй продукты, сосчитай сколько продуктов на каждой полке. Назови форму продукта. Задание 2. Подогрей еду на четверых. Задание 3. Сервируй стол на троих. Четвертая страница «Гостиная» Четвертая страница также состоит из нескольких элементов, которые помогут сформировать ребенку знания о мебели и уюте в доме. Сюрпризный момент – светильник, у которого можно оттягивать лампочку в разные стороны. А также этажерка с цветами, здесь можно установить несколько разных цветов, все они на липучках. Из шкафа можно доставать различные картинки и выставлять на полки. А также можно изучать время, ведь стрелки часов подвижны. Задание 1. Поставь 1 картину на 3 полку, а 2 картины на 2. Задание 2. Чего не стало на полке? Задание 3. Установи на часах время 3 часа 5 минут. Задание 4. Поставь на этажерку горшки с розами. Пятая страница «Ванная комната» На страничке изображены приборы ванной комнаты. Слив унитаза, душ, краны, мочалка сделаны на резинках их можно оттягивать и снимать, развивая при этом мелкую моторику рук и навыки самообслуживания. Ручка стиральной машинки выполнена на кнопке, что также является сюрпризным моментом. Сверху расположена веревочка с прищепками, где ребенок может проявить свои навыки по развешиванию белья. Задание 1. Оттяни капельки душа, сосчитай сколько капелек. Задание 2. Назови предметы ванной комнаты. Задание 3. Развешай белье. Сосчитай прищепки. Шестая страница «Спальня» На дверках шкафа и тумбочки пришиты пуговицы разной формы и размера для развития основных сенсорных систем. В шкафу находится одежда ее можно разложить по полкам (штаны, кофты) и сосчитать. Задание 1. Расстегни – застегни дверки шкафа и тумбочки. Задание 2. Сосчитай одежду. Задание 3. Разложи одежду по полочкам. Уникальность данной книжки в том, что можно придумывать множество различных заданий, а также дополнять комнаты мебелью, делать «перестановку» ведь почти все предметы выполнены на липучках.