Методическое руководство развитием системы наставнической работы в Черемшанском муниципальном районе Республики Татарстан
В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль отведена наставничеству. Молодой специалист, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи коллег направляющих его деятельность, в обучении трудовым навыкам. Опытный наставник сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.
Деятельность наставника - важное общественное поручение в школе. Наставником может быть работник, достигший успехов в повышении квалификации, с богатым жизненным опытом, обладающий высокими нравственными качествами и имеющий навыки воспитательной работы. Наставничество помогает обеспечить единство нравственного и трудового воспитания молодежи, успешной адаптации молодежи в школе.
Наставничество в нашем районе мало чем отличается от классической концепции наставничества и предполагает такую систему обучения педагогов, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте, когда более опытный сотрудник передает свои навыки новичку.
Муниципальную систему наставничество входят 16 учителей ОО и 5 воспитателей ДОУ, представляющих собой костяк опытных профессионалов, готовых передавать знания и навыки молодым коллегам. Их роль заключается не только в методической поддержке, но и в формировании ценностных ориентиров, развитии профессиональной этики и адаптации к динамично меняющимся условиям образовательной среды. Замалтдинова Розалия Ильтузаровна, учитель английского языка МБОУ «Черемшанский лицей» прошла подготовку по программе «Наставническая деятельность» и включена в республиканский совет наставников. После прохождения курсов по наставничеству Розалия Ильтузаровна провела ряд семинаров и мастер-классов среди членов муниципального совета наставников. Эти мероприятия были направлены на повышение квалификации наставников, углубление их знаний в области педагогики и психологии, а также обмен опытом и лучшими практиками. Особое внимание уделялось современным методикам работы с подопечными, развитию их мотивации и раскрытию потенциала.
Семинары включали теоретические лекции, практические занятия и дискуссии, позволяющие наставникам освоить новые инструменты и подходы. Мастер-классы демонстрировали конкретные примеры успешного наставничества и предлагали участникам попробовать себя в роли наставника в смоделированных ситуациях.
За 2023, 2024 годы 5 учителей (Замалтдинова Р.И., Ермолаева М.В., Валиева Т.Н., Миронова Е.В., Трофимова О.И.) прошли аттестацию по новым квалификационным категориям «педагог-наставник» и 2 (Зиннурова Н.С, Гирфанова Г.С.) – «педагога-методиста». Это свидетельствует о высоком уровне профессионализма и стремлении педагогического коллектива к постоянному развитию и совершенствованию. Данный факт является подтверждением активной работы школы по формированию эффективной системы наставничества и методической поддержки, направленной на повышение качества образования и профессионального роста педагогических кадров.
Эти педагоги, являясь членами постоянно действующей комиссии профессиональных конкурсов муниципального этапа, активно вовлечены в процесс развития педагогического мастерства. Их опыт и экспертная оценка играют ключевую роль в выявлении и поддержке талантливых педагогов на начальном этапе. В дополнение к работе в комиссии, они также входят в группу творческих педагогов, занимающихся подготовкой участников к зональным и региональным этапам конкурсов профессионального мастерства. Это позволяет им не только оценивать, но и активно способствовать повышению квалификации и профессиональному росту коллег. Их роль заключается в консультировании, методической поддержке и создании благоприятной среды для развития конкурсных навыков. Они помогают участникам раскрыть свой потенциал и достойно представить муниципалитет на более высоких уровнях.
Форм наставничества нам всем знакомы:
Виртуальное (дистанционное) наставничество
Наставничество в группе
Краткосрочное, или целеполагающее наставничество
Реверсивное наставничество
Ситуационное наставничество
Скоростное наставничество
Все эти формы наставничества используются и в наших образовательных учреждениях. Мне бы хотелось остановиться на особом виде наставничества - это учительская династия. Это семьи, в которых есть несколько поколений педагогических работников: преподавателей, учителей, воспитателей. Именно в этих семьях процесс наставничества – многолетний, последовательный и очень тщательно отработанный, отработанный самой жизнью. В этих семьях самые ответственные и заинтересованные наставники. Этот тип семейного наставничества характеризуется искренностью, отсутствием назиданий и менторского тона, а также боязнью конкуренции. Трудно представить, чтобы после звонка с урока учитель закрыл кабинет на ключ и до следующего рабочего дня забыл обо всех школьных проблемах. В учительских семьях каждый день – мини-педсоветы: проработка учебной проблемы, поиск путей разрешения конфликтной ситуации, возникшей в классном коллективе, совместное изготовление наглядных пособий и создание презентаций к уроку выявление причин неуспешности школьника. Кроме того, взаимоотношения между поколениями строятся на взаимопомощи и доверии. Более опытные учителя с радостью делятся своими наработками и секретами успеха, в то время как молодежь привносит свежие идеи и новейшие технологии. Такой диалог обогащает обе стороны, усиливая чувство сплоченности и эмоциональной поддержки.
Таким образом, учительские династии представляют собой ценный ресурс для системы образования. Их опыт, знания и преданность профессии являются мощным стимулом для развития и совершенствования образовательного процесса. Необходимо всячески поддерживать и поощрять такие семьи, создавая условия для их дальнейшего роста и процветания.
Учительская династия Мироновых (МБОУ «Кутеминская СОШ»)
Молодой учитель биологии Андрей Александрович является финалистом конкурса профмастерства в номинации «Педагогический дебют». Это достижение – закономерный итог его увлеченности предметом и умения находить общий язык с учениками. Андрей Александрович не просто передает знания, а вдохновляет ребят на самостоятельные исследования и открытия в мире живой природы. Его уроки – это не скучные лекции, а захватывающие путешествия в микромир клетки или вглубь эволюционных процессов. Он использует современные образовательные технологии, интерактивные методы и наглядные пособия, чтобы максимально заинтересовать школьников.
Финал конкурса – это возможность для Андрея Александровича поделиться своим опытом, представить авторские методики и доказать, что преподавание биологии может быть не только познавательным, но и увлекательным. Его участие – это вклад в развитие педагогической науки и пример для молодых специалистов.
Александр Витальевич и Елена Вадимовна для Андрея Александровича являются не просто родителями, а наставниками, чья мудрость и опыт формируют его путь с самого детства. Их влияние ощущается в каждом решении, в каждой победе и поражении. Они учат его не бояться ошибок, а извлекать из них уроки; поддерживают его в стремлениях, даже если они кажутся нереальными. Родители Андрея Александровича – это его компас, указывающий верное направление в бушующем океане жизни. Их наставничество не ограничивается лишь передачей знаний. Оно пронизано любовью, заботой и глубоким пониманием его индивидуальности. Они видят в нем не просто продолжение себя, а уникальную личность со своим собственным потенциалом.
Их наставничество – это не бремя, а бесценный дар. Дар, который позволяет ему расти, развиваться и становиться лучшей версией себя. Дар, за который он будет благодарен им всю свою жизнь.
Учительская династия Мусиных (МБОУ «Черемшанская СОШ №1»)
Мусин Рузаль Ахтямович пошел по стопам отца и стал учителем физической культуры. Победитель зонального этапа конкурса профессионального мастерства, он является ярким примером преданности своему делу и любви к спорту. Подготовка к региональному этапу конкурса профмастерства – это новый вызов для Рузаля Ахтямовича. Он тщательно разрабатывает план урока, включающую в себя современные методики и собственные инновационные разработки. Он уверен, что сможет достойно представить свою школу и район на этом престижном конкурсе.
Рузаль Ахтямович не просто преподает физическую культуру, он вдохновляет учеников на здоровый образ жизни, прививая им любовь к движению и спортивным достижениям. Его уроки – это не просто набор упражнений, а целая система, направленная на развитие физических и моральных качеств. Он постоянно совершенствует свои навыки, изучает новые методики и активно внедряет их в свою работу. Своим примером Рузаль Ахтямович демонстрирует, что физическая культура – это не просто предмет в школьной программе, а важная составляющая полноценной жизни. Он активно участвует в спортивной жизни школы и района, организует соревнования и спортивные праздники, вовлекая в них не только учеников, но и их родителей. Его энтузиазм и преданность делу заразительны, и многие выпускники выбирают здоровый образ жизни благодаря его влиянию.
Ахтяму Миннагимовичу удалось не только привить любовь к занятиям спорта, но и к музыке. Он верил, что гармоничное развитие личности требует как физической, так и духовной подпитки. Рузаль Ахтямович и Ахтям Миннагимович являются победителями спортивных соревнований и музыкальных конкурсов. Ахтям Миннагимович был не просто учителем, а настоящим наставником, вдохновлявшим сына на новые свершения. Его вклад в будущее Рузаля Ахтямовича был неоценим.
Учительская династия Ивановых (МБОУ «Ульяновская СОШ»)
Ольга Петровна принадлежит к самой большой династии в нашем районе. Их педагогический стаж составляет около 700 лет, а стаж на руководящих должностях более 120 лет. Это не просто цифры, это живая история, вплетенная в судьбы нескольких поколений. Династия гордится не только количеством лет, отданных профессии, но и качеством работы.
Ольга Петровна всегда считала, что образование — это ключ к успеху. С самого детства она мечтала стать учителем, и, когда пришло время выбирать профессию, её выбор был очевиден. По совету своей мамы, Антониды Васильевны, учителя математики, решила посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей.
Для Ольги Петровны, мама стала не только родным человеком, но и мудрым наставником. Она делилась своим опытом, рассказывая о тонкостях профессии, о том, как важно находить подход к каждому ученику и вдохновлять их на новые достижения. Антонида Васильевана всегда подчеркивала, что учитель — это не просто профессия, а призвание, требующее терпения, любви и преданности. Ольга Петровна с благодарностью воспринимала советы матери, стараясь применять их на практике. Она наблюдала за тем, как ее мама проводит уроки, как общается с учениками, и училась у неё не только методике преподавания, но и умению быть чуткой и внимательной к каждому ребенку. Благодаря поддержке и наставлениям, Ольги Петровны смогла найти свой собственный стиль преподавания, который сочетал в себе традиции и современные подходы. Таким образом, связь между матерью и дочерью укреплялась не только на уровне семьи, но и в профессиональной сфере. Ольга Петровна, продолжая славные традиции, совмещает преподавание с административной деятельностью, с 2021 года является заместителем директора по учебной работе МБОУ «Ульяновская СОШ».
Учительская династия Тимирясовых МБОУ «Ульяновская СОШ»
Директор МБОУ Ульяновской школы Тимирясов Андриян Алексеевич с гордостью наблюдает за тем, как его дети идут по его стопам. Юля стала учителем физической культуры, вдохновляя новое поколение на занятия спортом и здоровый образ жизни. Анна, закончи физкультурную академию работает в массажной студии ЛФК. Максим выбрал профессию учителя физики, передавая знания о законах природы и физики будущим ученым. Варвара нашла свое призвание в роли логопеда, помогая детям преодолевать трудности в общении и развивать речевые навыки. Николай ученик 11 класса абсолютный победитель регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2025 году.
Традиции образования в семье Тимирясовых продолжают жить и развиваться. Каждый из детей выбрал свою уникальную профессию, но все они объединены одной целью — сделать мир лучше через образование и заботу о детях. Таким образом, пример Андрияна Алексеевича вдохновляет не только его детей, но и многих других, кто стремится внести свой вклад в будущее. Юлия Андрияновна, работая бок о бок с отцом, перенимает его опыт и мудрость, одновременно привнося в учебный процесс современные методики и энергию молодости. Она унаследовала от отца не только глубокое понимание предмета, но и умение видеть в каждом ученике личность, раскрывать его потенциал и вдохновлять на новые свершения. Юлия Андрияновна создает на своих уроках атмосферу доверия и взаимопонимания, где ученики чувствуют себя комфортно и уверенно, не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение.
Сочетание традиций и инноваций в ее преподавательской деятельности приносит отличные результаты. Ее ученики успешно осваивают учебный материал, проявляют интерес к предмету и добиваются высоких результатов на соревнованиях.
Семья Тимирясовых — это яркий пример того, как любовь к своему делу и стремление к знаниям могут передаваться из поколения в поколение. Их вклад в образование и воспитание молодого поколения неоценим, и их история вдохновляет многих на выбор профессии учителя. Николай, глядя на своих старших братьев и сестер, мечтает о новых победах и готовится к поступлению в ВУЗ, чтобы продолжить семейную традицию.
Рассмотрев практику наставничества можно сделать такие выводы:
наставничество является важным элементом системы развития кадрового потенциала образовательной организации;
наставническая деятельность - это важная часть эффективной системы индивидуальной поддержки каждого заинтересованного в профессиональном росте педагога;
наставничество является мощным катализатором профессионального
саморазвития
как самого наставника так и молодого педагога.
Опыт последних лет показал что, правильно спланированная работа системы наставничества помогает молодым специалистам достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в выбранной профессии и в будущем занять достойное место в системе формирования единого образовательно-воспитательного пространства. Для совершенствования системы наставничества в перспективе намечены разработка социально-ориентированных и образовательных проектов, реализуемых через детско-взрослый коллектив.