Шаблоны для учителя-логопеда

Артикуляционный аппарат (строение, подвижность)

Ø Строение артикуляционного аппарата в норме. Может достаточное время удерживать артикуляторное положение как в статике, так и в динамике, тонус мышц не нарушен;

Ø Речевая моторика недостаточно сформирована, проявляющаяся в напряжении мышц языка, трудности удержания поз языка и переключении органов артикуляции с одного положения на другое, малый объём и неточность движений языка, слабая переключаемость;

Ø Язык-большой/маленький (макроглоссия/микроглоссия), узкий. Короткая подъязычная связка. Гипотония языка (тонкий, распластанный в полости рта);

Ø Аномалия строения челюсти (микрогнатия, прогнатия, прогения);

Ø Зубной ряд - неправильная посадка зубов, мена зубов;

Ø Нёбо-мягкое (короткое; расщелина; расщепление язычка; отсутствие язычка); твёрдое- высокое/узкое куполообразное; расщелина твёрдого нёба;

Ø Губы-расщепление верхней губы (ринолалия), послеоперационные рубцы; укороченная верхняя губа. Губы сжаты плотно. Активные движения ограничены;

Ø Спастичность артикуляционных мышц (повышение тонуса в мускулатуре, параличи, парезы);

Ø Характерно наличие гиперметрий, гиперсаливации, синкинезий, оральной апраксии.

 

Сенсомоторная сторона речи

(фонематическое восприятие, звукопроизношение, звукобуквенный анализ и синтез)

Ø Звуковая сторона речи без дефектов;

Ø Замены звуков (параротацизм), смешения звуков, искажения звуков (мономорфное/полиморфное нарушение звукопроизношение);

Ø Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок;

Ø Низкий уровень овладения анализом звукового состава слова;

Ø Незрелость фонематического восприятия. Несформированность фонематических процессов. Затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух;

Ø Незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а также в незнакомых словах;

Ø Затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные звуки;

Ø Трудности дифференциации звуков (твёрдых-мягких, глухих-звонких);

Ø Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов;

Ø Низкий уровень владения анализом звукового состава слова. Количество и последовательность звуков в словах, определение позиционных соотношений в слове удаётся с трудом;

Ø При воспроизведении многосложных со стечением согласных слов наблюдается нарушение слоговой структуры;

Ø Трудности повторения серии из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. Недостаточно различает понятия «звук», «буква», «слог». Затруднены сложные формы языкового анализа.

 

Словарный запас и навыки словообразования

(количественная и качественная характеристика словаря, связная речь)

Ø Объем словаря не соответствует возрастной норме;

Ø  Словарный запас ограниченный. Диалогическая речь сформирована недостаточно. Связно высказываться затрудняется, словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов, особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов;

Ø Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Ограниченность лексических средств при составлении предложений по опорным словам;

Ø Недостаточно дифференцирует слова по значению. В основном употребляет существительные и глаголы. Из прилагательных использует главным образом качественные;

Ø Затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок;

Ø Большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях (смешение окончаний существительных м. и ж. родов, замена окончаний существительных среднего рода в И.п.  окончанием сущ. ж.рода. Не может образовать мн.ч. существительного и глагола от слов в ед. ч. и наоборот;

Ø Ошибочное ударение в слове. Неправильное согласование существительных с прилагательным;

Ø Бедность и недостаточная дифференцированность словаря, недостаточная сформированность понимания лексико-грамматических конструкций;

Ø Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ. Пересказывает по вопросам. Общий смысл прочитанного понимает достаточно. Смысловые звенья и последовательность событий не нарушена;

Ø Передаёт содержание упрощённо, не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Не сохраняет основной сюжетной линии.

Грамматический строй речи

Ø Нарушение понимания логико-грамматических конструкций;

Ø Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке. Нарушен порядок слов в предложении;

Ø При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски. Допускает ошибки в употреблении предлогов;

Ø Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. Аграмматизмы;

Ø Понимание и употребление сложных предлогов недостаточное. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов;

Ø Затрудняется в составлении правильной конструкции предложения из слов представленных в начальной форме.

 

Навыки чтения и письма

Ø Чтение беглое. Темп быстрый, соответствует возрастной норме.

Ø Способ чтения послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание прочитанного не нарушено (в пределах интеллектуального развития);

Ø Чтение невыразительно, лишено интонационной, эмоциональной красочности. Допускает замены букв, пропуски отдельных слов. Не овладел слитным чтением. Смысл прочитанного не понимает;

Ø Чтение угадывающее. Понимание прочитанного недостаточное;

Ø Чтение послоговое. Слоги и слова читает правильно, простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Темп чтения медленный;

Ø Письмо по диктовку несформированное. При списывании текста допускает ошибки;

Ø Моторная неловкость/ мелкая моторика недостаточно сформирована, которая проявляется трудностями удержания строки, разным наклоном, высотой элементов букв. Трудностями запоминания графического образа букв;

Ø Навыки каллиграфии/графомоторные навыки письма недостаточно сформированы;

Ø Наблюдается задержка в формировании пространственного восприятия и пространственных представлений, трудности ориентировки на тетрадном листе, зеркальность при написании элементов  букв и цифр.;

Ø На письме допускает значительное число ошибок, связанных с неполноценностью фонематического восприятия и несформированностью звукового анализа (акустическая дисграфия);

Ø Допускает замены букв, пропуски отдельных слов, предлогов, орфографические/специфические ошибки.

 

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests