Школа, как лаборатория возможностей
(работа с детьми с ОВЗ)
Грачева Л.В.,
методист МБОУ СОШ №4 город Урай
Дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от причины и серьезности отклонений, имеют те же самые права, что и у других детей того же возраста. Это, прежде всего, право наслаждаться жизнью и пользоваться ее дарами. Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены нормативно-правовыми актами. В частности, закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», чётко указывает на «создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (статья 5).
Малофеев Н.Н., директор Института коррекционной педагогики РАО, в своей публикации «Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы» отмечает: «Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи…Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира,… в том числе и России».
Таким образом, введение инклюзивного образования вызвано совокупностью определённого уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства1.
Общеобразовательная школа, в ее традиционном понимании, не может предоставить необходимых условий, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ), будет эффективно обучаться и социализироваться. Отсутствие необходимых специалистов (во многих школах один педагог-психолог и учитель-логопед на 300 – 450 детей, а учителя-дефектологи зачастую совсем отсутствуют), недостаточная подготовка учителя, работающего по традиционным или развивающим учебно-методическим комплектам и рабочим программам. Даже при соблюдении всех требований к разработке адаптированной основной общеобразовательной программы, реализовать ее при отсутствии соответствующего образования у учителя и наличия 25 и более детей в классе, становится крайне затруднительно и эффективность процесса обучения детей с ОВЗ значительно снижается.
Правильно организованная образовательная среда дает детям шанс стать успешными и догнать в развитии своих сверстников.
Положения ФГОС для детей с ОВЗ предлагают рассматривать процесс обучения и воспитания как единый процесс организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающий овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному2
миру), в качестве основного средства достижения цели образования и достижения метапредметных и предметных результатов обучения. Для развития личности обучающегося с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, необходимо обеспечить не только организацию доступной им учебной деятельности, но и предоставить возможность успешной социализации и социальной адаптации не только через взаимодействие в знакомой социальной и учебной среде, но и через расширение социальных связей, что непременно скажется на личностных результатах и овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.Для максимальной реализации прав детей с ОВЗ, учитывая сложность нарушений развития и специфические потребности каждого ребенка с ОВЗ, необходимо использовать системный комплексный подход к решению проблемы, включающей медицинский, социальный аспекты, воспитание и обучение, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, в том числе и через общение со сверстниками и одноклассниками и с ребятами из волонтерского движения. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, нужно отметить, что при создании благоприятных условий можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются фатальными ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе. В итоге они смогут свободно общаться со своими ровесниками. Кроме того, одной из целей инклюзии является социализация «особенных» детей. Соответственно, приоритетной задачей современного инклюзивного образования является усиление внимания к социализации детей с ОВЗ и инвалидностью. С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться. С другой – усиливается неоднородность состава обучающихся с учетом уровня их физического, речевого, умственного и психического развития. Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация не только детей с ОВЗ и инвалидностью, но и их нормотипичных одноклассников. Это приводит к дополнительным (нередко непреодолимым) трудностям при реализации педагогом индивидуального подхода. Одна из необходимых форм работы – взаимодействие с семьей особенного ребенка. Основной целью является организация помощи родителям (законным представителям) в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Также рекомендуется активно вовлечь семью в работу образовательной организации, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение, проводить консультирование родителей, обучить семью доступным приемам и методам оказания помощи, организовать обратную связь семьи и школы. Таким образом, для реализации всех поставленных задач при обучении данной категории детей и обеспечения им комфортных условий, необходимо создание предметно - развивающего пространства, стимулирующего активизацию психического, психологического и эмоционального состояния и способствующего расширению социальных контактов и развитию коммуникативных качеств. Одним из путей построения такого пространства нам представляется в реализации проекта «Лаборатория возможностей» через создание в школе сенсорной комнаты. Развитие проекта даст возможность в перспективе включить максимальное количество детей и увеличить число необходимых специалистов. Уникальность проекта заключается в том, что в сенсорной комнате планируется разместить развивающие, оздоровительные и игровые элементы: сенсорные дорожки, стенды с научной информацией, и многое другое. А так же с целью развития коммуникативных умений и успешной адаптации и социализации в обществе, привлечь к работе с детьми с ОВЗ волонтеров из городского волонтерского движения «Доброволец Урая».Все это призвано улучшить физическое и эмоциональное состояние детей с ОВЗ, что в свою очередь повысит их интеллектуальный уровень, а так же будет эффективно способствовать их социализации. Участие в реализации проекта не только педагогических работников и сверстников, родителей, ребят-волонтеров обеспечит разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогатит формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Реализация проекта позволит обеспечить условия успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые определены в качестве приоритетных направлений развития системы образования РФ. Таким образом, занятия в сенсорной комнате с участием социальных партнеров обеспечит обучающимся с ОВЗ более эффективное достижение всех видов результатов освоения образовательной программы.Используемая литература:
1.Бейсенбаева Б. Ж. Актуальность инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9820/ (дата обращения: 16.05.2019).2.Информация с сайтов:https://woman.rambler.ru/children/41027633/?utm_content=rwoman&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/03/22/model-metodicheskogo-soprovozhdeniya-pedagogicheskih-kadrov-vhttps://www.minobrnauki.gov.ru/documents/docs/index.php3. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)4.Малофеев Н. Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-115. КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ6.Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
http://eduidea.ru/inits/102